ЭкоТехника в Facebook ЭкоТехника в Google+ Экотехника в Telegram ЭкоТехника в Twitter ЭкоТехника в ВКонтакте



Электромобили в Украине - зарядная инфраструктура

Реально на электрокаре доехать из Киева в Одессу, Львов или Харьков? Сколько времени и денег понадобится на такое путешествие? Много ли зарядных устройств работают на дорогах страны? Кто сдерживает распространение зарядных станций? "Экономическая правда" нашла ответы на эти вопросы.

Принципиальный владелец электрокара

По данным главного сервисного центра МВД, в Украине на 1 марта 2018 было зарегистрировано 6613 электромобилей. Почти 56% из них зарегистрированы в Киеве (1566), Одесской (1106) и Харьковской областях (949). При этом 81% электрокаров в Украине – это Nissan Leaf и около 80% электрокаров – подержанные.

То есть, типичный электромобиль в Украине – это старый Nissan Leaf со средним запасом хода (в зависимости от времени года) 90-120 км. Насколько удобно и дешево на таком авто передвигаться между городами Украины. Своим опытом поделился владелец «Лифа» Михаил Плужников. Он – сторонник и популяризатор электрических авто, о чем красноречиво свидетельствуют регулярные посты на его странице в Facebook.

У Михаила только одна машина – Nissan Leaf 2013 года, которая была привезена из США в 2016 году. До этого он передвигался на Volkswagen Passat В7 с турбированным двигателем объемом 1,8 л.

Этой зимой Михаил ездил в Карпаты. "При температуре -22 градуса, возвращаясь в Киев, на одном заряде проехал 104 км. Это при том, что ехал с обогревом салона, - автовладелец сразу развеивает популярный миф о чрезвычайно низком запасе хода электрокара зимой. - Если бы была температура -10 или - 5, запас хода превратился бы в 115 и 120 км соответственно".


Михаил Плужников: «Горнолыжный курорт Красия. Электрокар заряжается от обычной розетки. Пока я катаюсь на лыжах, будет "полный бак", чтобы ехать дальше»

За два года Плужников проехал на Nissan Leaf все области, кроме оккупированных. Говорит, что в начале 2017 удобнее было передвигаться в направлении Львова. Причины - наличие зарядной инфраструктуры и качество дорожного покрытия.

Летом стало комфортнее ездить в Одессу. Появилась сеть зарядных станций. Станции расположены на удобном расстоянии, каждые 70 км.

Как доехать в Одессу

На примере маршрута "Киев – Одесса" Плужников рассказывает, как будет выглядеть первая поездка владельца электрокара Nissan Leaf. Время года – лето, и человек должен доехать до моря.

Во-первых, желательно ехать ночью, чтобы не перегревать аккумулятор. Во-вторых, у неподготовленного человека первое путешествие продлится 10-11 ч. Если человек будет ехать второй раз, время сократится до 8 ч. При этом время путешествия зависит не от скорости электрокара и не от скорости зарядной станции.

Nissan Leaf заряжается на скорой зарядной станции "Автоентерпрайз", расположенной на АЗС WOG на трассе "Киев-Одесса" в Жашкове

Nissan Leaf придется заряжать четыре-шесть раз в зависимости от маршрута. Немало времени владелец авто будет тратить на поиск водителей традиционных авто, которые часто паркуются на местах для зарядки электромобилей.

Понадобится время и на запуск зарядной станции: электрокар может «отказываться» от зарядки, или зарядка будет отказывать заряжать авто. "Чтобы изучить эти случаи и подготовиться к ним, мне понадобился год. Уже с опытом я сократил время путешествия с 10 часов до 8 часов", - объясняет Плужников.

Как заряжать Nissan Leaf

Nissan Leaf имеет два разъема: CHAdeMO и J1772 (Тип 1). Первый - для постоянного тока, второй - для переменного тока.

Через разъем CHAdeMO электрокар заряжается быстрее. В этом случае скорость процесса ограничивается только возможностями батареи. Nissan Leaf, подключенный к станции мощностью 22 кВт постоянного тока, зарядится до 80% за 30 мин. Зарядки с постоянным током называются быстрыми.

Через разъем J1772 электрокар заряжается медленно. В этом случае скорость зарядки батареи ограничивается мощностью встроенного в электромобиль преобразователя переменного тока в постоянный.

В Nissan Leaf встроенный преобразователь имеет мощность 6 кВт. Поэтому авто, подключенное к зарядной станции переменного тока мощностью 22 кВт, получит не все 22 кВт, а всего 6 кВт. До 80% батарея будет заряжаться 3 ч.

Читайте также: Зарядка электромобиля: где и как правильно “заправлять” электрокар, особенности домашних зарядных устройств


Nissan Leaf, подключенный к зарядной станции через разъем J1772

Например, в американской Tesla встроенный преобразователь мощностью 9 кВт, в европейской новой версии Tesla – 16,5 кВт, в европейской старой версии Tesla Model S – 22 кВт, в Renault Zoe – 22 кВт.


Зарядная станция Tesla на 12 мест по 120 кВт каждый общей мощностью 1440 кВт. Музей истории компьютера, Маунтин-Вью, США

Поэтому путешествовать по Украине на Renault Zoe или Tesla можно и на зарядках с переменным током. Однако владельцы Nissan Leaf вынуждены искать зарядные устройства постоянного тока. За 30 мин они заряжают 80% батареи. Этого хватает, чтобы доехать до следующего зарядного устройства.

Читайте также: Выбираем портативную зарядку: как купить правильный внешний аккумулятор (Powerbank)


Зарядные устройства

Заряжать батарею более 80% нет смысла, поскольку 20%, что остаются, надо заряжать еще 1 ч. Это особенность технологии современных аккумуляторов: чем больше заряженная батарея, тем медленнее идет процесс зарядки.

Сколько стоит зарядить Nissan Leaf

"Если сравнивать цены на зарядку электромобилей с европейскими, то у нас они почти бесплатные, - говорит Плужников. - Зарядить Nissan Leaf на быстрой зарядке до 80-90% стоит не дороже 100 грн.

Если взять мое путешествие Карпаты – Киев, то получилось 654 грн на восьми зарядных станциях. Это в одну сторону за отрезок почти 800 км. Средняя стоимость получается 0,6-0,8 грн за км. Это если мы заряжаем на быстрых станциях.

Однако можно использовать и медленные зарядки, например, от клуба "Електроавтосам". В них промышленные розетки. Каждой из них обладает не клуб, а владелец гостиницы или АЗС. Некоторые из них бесплатны, а в некоторых случаях необходимо просто компенсировать владельцу расходы на электроэнергию".

Как выглядит зарядная инфраструктура Украины

Быстрых зарядных станций в Украине в десять раз меньше, чем обычных. Так, крупнейшая украинская сеть "Автоентерпрайз" оперирует 1417 станциями. Из них только 161 быстрая - порт CHAdeMO - мощностью 20-40 кВт. Еще 1256 обычных зарядных станций - порт SAE J1772 - мощностью 10-30 кВт.


Сеть быстрых зарядных станций "Автоентерпрайз"

Еще одна украинская сеть обычных зарядных станций "Тока" насчитывает 62 обычные зарядные станции. Почти все они расположены в Киеве и Одессе. Есть также сеть зарядных станций Go To-U. Она состоит из 80 станций, большинство из них расположены на АЗС "ОККО". Однако все это медленные зарядные станции.

Фирменных зарядных станций Tesla в Украине пока нет. Строительство двух зарядных станций в Украине компания только планирует.


Карта зарядных станций Tesla. Красные отметки – станции, работающие, серые – строятся.

Удобнее анализировать зарядную инфраструктуру Украины и государств Европы с помощью сайта plugshare.com.

Пять проблем развития

Инфраструктура зарядных станций, особенно на междугородных дорогах, развивается медленно из-за ряда причин.

1. Отсутствует законодательство. Для продажи электроэнергии необходимо иметь лицензию. Получить ее могут компании уровня облэнерго или ДТЭК, поэтому в глазах Государственной фискальной службы владельцы зарядных станций почти вне закона.

2. Малое количество электрокаров. До 1 марта 2018 года в Украине было 6613 электромобилей. На конец 2016 года на Франции было зарегистрировано 67 тыс электрокаров, в Германии - 41 тыс, в Норвегии - 99 тыс.

3. Запас хода распространенного в Украине электрокара Nissan Leaf – 90-120 км. То есть эта машина – средство передвижения в пределах города и пригородной зоне.

4. Сложная и дорогая процедура присоединения к электросетям.

5. Отсутствуют стимулы для инвестиций в рынок.


Крупнейшая в США скоростная электрическая зарядная станция на автостраде Сан-Франциско - Лос-Анджелес, Кетлман-Сити, США. 40 суперчарджеров Tesla общей мощностью 4,8 МВт

Читайте также: Электрокроссовер на базе Nissan iMx готовят к выходу в серию

Кто создаст зарядную инфраструктуру

На мартовской выставке Plug-In Ukraine заместитель директора по стратегии ДТЭК Олекандр Онищенко сообщил о намерениях компании начать пилотный проект по развитию сети скоростных зарядных станций.

Первые десять станций будут открыты в Киеве в 2018 году. Следующим шагом станет соединение городов-миллионников быстрыми зарядными станциями – Киева, Одессы, Львова, Днепра.

Онищенко также поделился мнением о том, кто может создать инфраструктуру зарядных станций в Украине.

"Это может быть целый спектр игроков. Государство, заинтересованное в улучшенные экологии. Автопроизводители, которые должны быть заинтересованы в продаже электромобилей. Энергетические компании, которые заинтересованы в продаже электроэнергии. АЗС, ТРЦ, рестораны, которые хотят привлечь клиентов, иметь дополнительную инфраструктуру.

У всех этих участников есть вопросы по поводу зарядных станций. Какие зарядки могут быть быстрыми, сколько они стоят, какими будут их загрузки, как их тарифицировать, как купить электроэнергию для зарядных станций, как подключиться. Наконец, многие ставят задаются вопросом: стоит ли оно того", - говорит менеджер.

По словам Онищенко, если у каждого из перечисленных участников рынка будет желание, понимание и возможность устанавливать зарядные станции, тогда Украина сделает рывок в развитии зарядной инфраструктуры.

Читайте также: Украинский «Богдан» будет выпускать электрогрузовики для ЕС

 
 

Понравилась статья? Поделитесь ею и будет вам счастье!

Смотрите еще интересные материалы:

Новости партнеров:

Loading...

Присоединяйтесь к нам!

 

Авторизоваться