И все-таки: Илон Маск построит свой Hyperloop

Гиперлуп Илона Маска

Илон Маск представил свое видение футуристичной транспортной системы Hyperloop в 2013 году. В своей белой книге он опубликовал исследование, проведенное с командой из Space Exploration Technologies Corp., демонстрирующее жизнеспособность концепции, и предоставил все разработки в открытый доступ для предпринимательского сообщества. «У меня нет планов по реализации этой идеи, поскольку я должен сосредоточиться на SpaceX и Tesla», — сказал он тогда на одной из пресс-конференций.

Очевидно, его планы изменились. В прошлом месяце главный исполнительный директор SpaceX и Tesla Inc. сообщил в Twitter, что получил «устное согласие правительства» на строительство магистрали Hyperloop между Нью-Йорком и Вашингтоном, которая позволит перемещать между городами пассажиров и грузы за 29 минут.

Это сообщение стало неожиданностью для руководителей нескольких стартапов, которые сегодня занимаются реализацией собственных проектов гиперзвукового транспорта, основанных на концепции Маска. Некоторые из них изначально выразили надежду, что глава Tesla просто выкопает туннели и, возможно, выберет один из их стартапов для создания инфраструктуры, включающей транспортные трубопроводы и поезда на магнитных подушках, передвигающиеся быстрее чем самолёт.

Однако этот не так. Человек из окружения Маска рассказал, что его план состоит в том, чтобы построить всю систему целиком, включая транспортные капсулы и вакуумные трубы. Предприниматель уже владеет торговой маркой «Hyperloop», которая принадлежит SpaceX, что может предотвратить ее использование другими компаниями в соответствии с законодательством США.

Неожиданное возвращение миллиардера к проекту «Гиперпетли» может угрожать амбициям трех стартапов, которые собрали около 200 миллионов долларов от различных венчурных инвесторов. «Вероятно, существует ограниченный объем капитала, который готов вложиться в это дело и поставить против него [Маска]», — отмечает Джонатан Сильвер, бывший директор по кредитным программам в Министерстве энергетики США. Силвер научился не недооценивать Маска после истории с кредитом для Tesla в размере $465 млн в 2010 году, который электромобильная компания выплатила на девять лет раньше запланированного срока.

«Нет сомнений, что другие компании добиваются определенного прогресса, но мы хотели бы как можно быстрее довести разработку этой технологии до завершения, — говорится в одном из пресс-релизов The Boring Company – детища Маска, созданного для строительства подземных тоннелей для транспорта. — Мы поощряем и поддерживаем все компании, которые хотят строить Hyperloop, и мы не намерены запрещать использовать им имя Hyperloop до тех пор, пока они остаются верны идее».

Сейчас работу над сверхскоростным магнитным поездом ведут три основных стартапа и некоторый прогресс ими действительно продемонстрирован. Так например, Шервин Пишевар (Shervin Pishevar), председатель Hyperloop One, заявил в среду, что его компания завершила вторую фазу испытаний в Неваде, где грузопассажирская капсула достигла скорости 310 км/ч (первоначальный план Маска предполагает максимальную скорость, превышающую 1100 км/ч). Пишевар сказал, что интерес Маска служит хорошим стимулом для дела, потому что он привлекает больше внимания и доверия. «Для продвижения вперед потребуется много блестящих умов и самоотдача многих людей, — сказал Пишевар на Bloomberg TV. — Я очень верю в него».

Читайте также: Испытательный полигон Hyperloop HTT откроют во Франции

В прошлом Маск неоднократно высказывался, что не желает строить собственную систему Hyperloop. Однако незадолго до выпуска белой книги SpaceX все-таки зарегистрировала за собой торговую марку Hyperloop. Аэрокосмическая компания также владеет аккаунтом @Hyperloop в Twitter и сайтом Hyperloop.com. В 2015 году производитель ракетоносителей обнародовал планы по проведению конкурса на проектирование Hyperloop для студентов и заявил, что построит тестовый трек. В одном из своих твиттов Маск также сказал, что он «не пытается строить Hyperloop сам», и отметил, что над этим работают другие компании.

В декабре Маск написал в твиттере, что ему надоел перегруженный трафик в Лос-Анджелесе и что он «построит бурильную машину для прокладки тоннелей». Через пару месяцев он разъяснил свой план по созданию подземных магистралей, которые избавят города от пробок и сделают передвижение более быстрым. Еще тогда предприниматель намекал на потенциал подземного «Гиперлупа», но никогда не говорил, что планирует построить его сам, до тех пор, пока в прошлом месяце не сообщил об устном согласии от властей.

Даже при поддержке Маска действующая коммерческая система Hyperloop далека от воплощения в жизнь. Никто пока не разработал полноценный прототип, над или под землей, способный достигать скоростей или преодолевать расстояния, которые предполагает первоначальная концепция. Официальное разрешение должностных лиц является дополнительным серьезным препятствием.

Вместе с тем, в этом месяце Маск планирует провести еще один конкурс Hyperloop в SpaceX. А заявление «мы сами не разрабатываем коммерческий Hyperloop» исчезло со страниц сайта Hyperloop.com.

Читайте также: Первая европейская линия Hyperloop соединит Амстердам и Париж

Источник: bloomberg.com