ЭкоТехника в Facebook Экотехника в Telegram ЭкоТехника в Twitter ЭкоТехника в ВКонтакте



Энергетика Украины

В 2014-2015 годах Украина по-новому запустила процессы реформирования энергетики. Но, вместе с тем, мы столкнулись с проблемами, решение которых так и не были найдены. Прежде всего потому, что все реформы должны внедряться со стратегическим видением развития отрасли, и с главным приоритетом - это интересы Украины и ее граждан. Пока идет работа над проектом Энергетической стратегии до 2035 года можем лишь констатировать «победы» и «поражения» в прошлом году, рассмотрим какими они были в 2015-ом.

1. Недостаток угля

В начало 2015 энергетика нашего государства входила в чрезвычайном положении. Так как именно в зоне АТО сконцентрированы ископаемые антрацитовой группы ощутимой стала нехватка угля на тепловых электростанциях. К концу года, по информации Кабинета Министров, дефицит угля в Украине составил 1,5 миллиона тонн.

Чтобы решить эту проблему Украина ищет источники импорта соответствующих марок угля, включая импорт из России. Но эти поставки политически связанны с электроснабжением Крыма, и Россия уже на время их останавливала после энергетической блокады полуострова. Поэтому Украина пытается диверсифицировать поставки угля. Так был подписан договор с Южно-Африканской Республикой, и уже в декабре Украина получила еще 250 000 тонн угля для «Центрэнерго» (источник).

Однако покупать эти ископаемые необходимо за валюту, что становится фактором повышения тарифов для потребителей. Поэтому Украине следует искать и другие пути. Нужно рассмотреть возможность и привлечь инвестиционные средства в переоборудование наших теплоэлектростанций на уголь газовой группы, его запасы находятся в Львовско-Волынском бассейне. Вместе с тем, это путь, который требует значительных затрат времени, гарантий инвесторам, которые захотят вложить в переоборудование ТЭС средства, комплексных организационных мер от государства.

2. Монополизм на рынке производства электроэнергии

Одним участником рынка сконцентрировано около 70 процентов тепловых электростанций (источник - dtek.com) в Украине, остальные «Центрэнерго» остаются в государственной собственности (источник - centrenergo.com). Игрок, имеющий такое значительное влияние на рынок тепловой генерации, может фактически своими действиями диктовать цену на электрическую энергию. В условиях либерализованного/конкурентного рынка электрической энергии, без соответствующего регулирования, это именно так и происходило. Пока у нас рынок единого покупателя, то в течение года мы наблюдали ситуацию, когда эта компания требует поднять цены на электрическую энергию, а государство в лице регулятора, не соглашается с обоснованием такой цены.

Решить проблему монополизма на рынке энергетики и создать конкурентные условия должно государство. Потому, теоретически, когда генерация находится в одних руках, это не такая уж и проблема, если корректно и эффективно прописаны правила рынка. При таких условиях не было бы возможности злоупотреблять монопольным положением.

3. Зависимость регулятора

Главным регулятором сферы энергетики является Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЕКП). Именно она должна заниматься вопросами цен на энергоносители, тарифами и в конце концов приоритетами в энергетической политике.

Но НКРЕКП сейчас функционирует на основании указа президента, ее полномочия ограничены, у нее недостаточная материальная база, решение Комиссии сегодня зависят от политической ситуации. Реформа этого органа должна стать ключевой в сфере энергетики и ее необходимость сейчас критическая.

Для этого в начале года Кабмин разработал законопроект № 2 966 (источник - rada.gov.ua) «О Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг». Этот документ профильный комитет парламента принял как основной с требованием доработки и включения всех предложений и положительных моментов альтернативных законопроектов - № 2966-1 и № 2966-2. Его доработкой занималась Стратегическая совещательный группа. Во время последней сессии № 2 966 числился в повестке дня, но рассмотреть его депутаты не успели из-за принятия бюджета и нового налогового кодекса.

Впрочем, сейчас крайне важно, как можно скорее принять лучший вариант этого законопроекта. Потому что у страны уже нет возможностей и времени на политические договоренности, и главное уже не имеет «запаса прочности», чтобы мы снова получили политически зависимого регулятора в энергетике.

4. Внедрение рыночных механизмов на рынке природного газа

Украина взяла на себя обязательства перед европейскими партнерами по имплементации европейских директив в соответствии с Соглашением об ассоциации с ЕС и Протоколом о присоединении Украины к Договору об учреждении Энергетического Сообщества (источник - rada.gov.ua). В соответствии с требованиями Третьего энергетического пакета (источник - europa.eu) (Директива +2009 / 73 / ЕС Европейского парламента и Совета от 13 июля 2009 года) должны разработать ряд законопроектов для реформирования энергетических рынков. Среди них, Закон Украины «О рынке природного газа» (источник - rada.gov.ua), вступивший в силу с 01 октября.

В соответствии с требованиями Третьего энергетического пакета, должно быть осуществлено разделение функций оператора, газораспределительных компаний и газопоставщиков, внедрение принципа свободной конкуренции на «потенциально» конкурентных рынках, обеспечена защита прав потребителей и безопасность поставок природного газа. В результате реформы должна быть проведена реорганизация НАК «Нафтогаза», на его основе создано несколько компаний. При таких условиях можно ожидать формирования рыночных цен на газ.

Принятие Закона бесспорно очень существенный шаг вперед. Более того, в соответствии с положениями закона уже принимается необходимое вторичное законодательство. Вместе с тем, еще необходимо сделать самые трудные шаги - именно реорганизации НАК «Нафтогаза», которая, по информации руководства компании, должна быть завершена до апреля 2017 года. Уже есть информация, что реформирование компании задерживается и по самой реформе есть разные позиции.

Итак, имплементация Закона Украины «О рынке природного газа» станет для страны показательным тестом возможности реформ.

5. Внедрение рынка электрической энергии

В рамках того же Третьего энергетического пакета Украина должна реализовать требования в части обеспечения конкурентных условий на рынке электроэнергии.

Летом Министерство энергетики и угольной промышленности презентовало концепцию и законопроект «О рынке энергетической энергии» (источник - kmu.gov.ua). Дело в том, что этот законопроект хоть и формально соответствует международным обязательствам, создает рыночные механизмы, но вместе с этим не принимает во внимание особенности украинской энергетики.

В украинских условиях так исторически сложилось, что у страны есть дешевая электрическая энергия от атомной генерации и крупных ГЭС. Фактически тарифы НАЭК «Энергоатом» и ОАО «Укргидроэнерго» на сегодня не включают инвестиционную составляющую, а развитие и безопасность финансируются за счет кредитных средств международных финансовых организаций. Но при условии выхода этих игроков на свободный рынок, они, разумеется, будут играть по рыночным правилам, что может обусловить получение сверхприбылей. Другие участники рынка генерации без дополнительной поддержки просто вылетят с рынка. Например, это может касаться нерентабельных теплоэлектроцентралей, но у них есть и другая важная функция - отопление.

Переход к новой рыночной модели и, как следствие, рост цен на электрическую энергию может привезти к напряжению в обществе и, возможно, снова придется поддерживать социальные тарифы. Но проблема энергетической системы заключается в том, что уже очень долго не вкладываются средства в развитие в достаточных объемах. Возможно именно те средства, которые будут получены как дополнительные доходы в рамках новой модели рынка атомной генерацией и генерацией крупных ГЭС могут быть использованы не как источник финансирования социальных тарифов, а как фонд развития изношенной генерации и сетей (возможно, как специальный фонд, предоставляющий льготные кредиты на эти цели). То есть опять мы возвращаемся к тому, что без видения комплексной программы развития энергетической отрасли невозможно оценить, какие результаты мы ожидаем от реформ.

6. Повышение тарифов на электрическую энергию для населения, снижение уровня перекрестного субсидирования на рынке электроэнергии

В течение 2015 тарифы на электрическую энергию для населения увеличивались два раза (источник - nerc.gov.ua): с первого апреля на 19% и с первого сентября на 25% (по минимальному тарифному блоку до 100 кВт * ч, по другим тарифным блокам – повышения другие). Непопулярное решение о повышении тарифов было принято НКРЕКП в феврале и предусматривает пять этапов. После последнего увеличения тарифы должны соответствовать экономически обоснованному уровню (источник - nerc.gov.ua).

По теме: Всё о субсидиях в Украине. Вопросы и ответы

До этого времени в Украине действует перекрестное субсидирование, при котором для промышленных потребителей установлены более высокие тарифы чем для населения. Соответственно, средства, которые граждане платят за электроэнергию не соответствуют ее себестоимости. Такая форма «социальной поддержки» одной группы потребителей за счет других фактически обусловливает то, что украинская промышленность становится менее конкурентоспособной на внешних рынках. Низкий уровень тарифов для населения обманчив, поскольку в любом случае за товар потребитель должен оплатить его настоящую стоимость в том или ином виде. В противном случае товар просто не буди производиться, исчезнет с рынка.

Поэтапное повышение тарифов должно обеспечить экономически обоснованный уровень тарифов для населения в 2017 году. Но уже сегодня можно спрогнозировать, что из-за девальвации национальной валюты и фактора валютной составляющей в структуре тарифов, после повышения в 2017 году тарифы не будут отражать реальную рыночную стоимость. Таким образом, к вопросу повышения тарифов для населения придется еще возвращаться.

7. Энергоэффективность

Приоритетное направление деятельности в сфере энергетики, уменьшения потребления энергетических ресурсов и более эффективное их использование, в 2015 был обусловлено энергосбережением (уменьшением потребления из-за экономического спада в экономике) и непосредственно энергоэффективностью.

2015 был плодотворным на предмет принятия необходимых документов в сфере энергоэффективности. 25 ноября 2015 на заседании Кабинета Министров одобрен проект распоряжения «О Национальном плане действий по энергоэффективности на период до 2020 года» (источник - rada.gov.ua). В апреле парламент принял два законопроекта №1313 (источник - rada.gov.ua) и №1409 (источник - rada.gov.ua) о «Энергосервисные компании» (ЭСКО). Международные организации поддержали принятие Украины этих законов, ЕБРР готов выделить Украине на реализацию механизмов ЭСКО 1,5 млрд грн. Активно реализуется Программа государственной поддержки населения, ОСМД и ЖСК к внедрению энергоэффективных мероприятий, по которой государство возмещает часть суммы кредита на энергоэффективное оборудование и материалы (источник - saee.gov.ua). Это очень хорошая тенденция. К тому же, после повышения тарифов население вынуждено активно искать варианты экономии энергии.

8. Развитие возобновляемой энергетики

2015 для сектора возобновляемой энергетики был тяжелым, развитие фактически остановилось. Национальный план действий по возобновляемой энергетике до 2020 года, который в октябре 2014 года одобрило правительство (источник - rada.gov.ua), определяет среднегодовой прирост мощностей на усредненном уровне около 1 ГВт, но на конец 2015 года было введено лишь 19,574 МВт. Входили в 2015 год производители по «зеленому» тарифу с не пересмотренным тарифом в соответствии с курсом евро, как того требует Закон Украины «Об электроэнергетике». В феврале и марте из-за чрезвычайного положения в сфере энергетики «зеленый тариф» был значительно снижен (источник - nerc.gov.ua). В результате инвестор потерял веру в сектор и поставил на паузу дальнейшее инвестирование. Возобновляемая энергетика в 2015 году развивалась по инерции, выполнялись старые проекты.

Но уходящий год, имел и позитив - принятие Закона "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения конкурентных условий производства электроэнергии из альтернативных источников энергии" должен обеспечить долгосрочные условия для развития сектора (источник - rada.gov.ua).

Возобновляемая энергетика является будущим украинской энергетики не только с точки зрения энергетической (читаем национальной) безопасности, но и с точки зрения развития системы, введение новых генерирующих мощностей, внедрения инновационных технологий, обеспечение экологичности будущего. Вспомним, что в этом году, 12 декабря в Париже была на самом высоком уровне представительства подписана первая за 20 лет переговоров в ООН глобальная климатическая сделка (источник - ec.europa.eu) - договоренность стран и их юридические обязательства по сокращению объемов выбросов, для достижения чего предусмотрен постепенный отказ от ископаемого топлива и переход на возобновляемые источники энергии.

Так что, можно констатировать, что 2015 год в сфере украинской энергетики был тяжелым, некоторые события считаются «непоследовательными» из-за кризисной ситуации в стране и экономике. Вместе с тем, 2015 год был и годом событий, которые будут иметь положительный эффект в долгосрочной перспективе. Важно еще раз подчеркнуть, что очень долго мы живем во «время перемен» и не имеем уже права буксовать с энергетическими реформами.

Читайте также: Украинская ветроэнергетика: за 2015 год введено 16,6 МВт новых мощностей

Алексей Оржель, eircenter.com


Понравилась статья? Поделитесь ею и будет вам счастье!

Смотрите еще интересные материалы:

Новости партнеров:

Loading...

Присоединяйтесь к нам!

 

Авторизоваться