Лигерад или лежачий велосипед: история HPV и почему их запретили в официальных велогонках UCI

  • Рубрика записи:Статьи

Современный лигерад

Все, кому интересна история велоспорта и небезразличен велосипед вообще, наверняка согласятся с тем, что изобретение этого самого велосипеда значительно ускорило научно-технический прогресс. Например, первые авиаторы были вело и мотогонщиками, а создатели первого летающего самолёта – братья Райт – также конструировали байки в своей веломастерской.

Некоторые термины:

HPV – Human Powered Vehicles (Экипажи, приводимые в движение мышечной силой человека) – Веломашины

UCI – Union Cyclist International – Международный Союз Велосипедистов (Организация, разрабатывающая правила велогонок и регистрирующая рекорды)

IHPVA – International Human Powered Vehicles Association – Международная Ассоциация HPV (организация, которая разрабатывает правила гонок для HPV и регистрирует рекорды в этом направлении).

Рикамбент (другое название «Лигерад») – лежачий велосипед, позволяющий велосипедисту ехать полулёжа или лёжа на спине, иногда — на животе.

Велогонки уже стали достаточно популярны к концу 19 века. Велосипеды того времени внешне очень напоминают относительно современные «Старт-шоссе» с рулём-бараном. В тех велосипедах уже тогда использовались цепной привод, пневматические колёса, а с 30-х годов 20-го века и системы переключения передач.

«В 1893-м году в Официальном Бюллетене Союза велосипедистов Франции появилось сообщение, в котором некто Лару предложил использовать «прозрачный ветровой щиток в алюминиевой раме весом 380 грамм». Своё нововведение он обосновал так: «На сегодняшний день велосипеды настолько хорошо сконструированы, что сопротивление качению при движении сведено к минимуму. Сопротивление же воздуха, значительное при достаточно большой скорости, может быть устранено при помощи моего устройства».

Обратите внимание, это было в еще 1893-м году. В 1913-м году часовой рекорд средней скорости уже составлял 43 км\ч (по велодрому).

Авиаконструкторы и пилоты, которые часто были велогонщиками, в начале 20-го века не могли не думать о том, чтобы снизить воздушное сопротивление велосипеда также, как они снижали сопротивление своих самолётов и дирижаблей. Технологии того времени уже позволяли делать удивительно лёгкие конструкции из дерева и композитов.

Один из таких энтузиастов – авиатор Буно Варила, который в 1913-м году использовал первый обтекатель для велосипеда – «Велотропиль». На фото отчётливо видно, что он также применил закрытое заднее колесо для уменьшения сопротивления спиц.

первый лигерад

Вот что писали об этом велосипеде специалисты-велоконструкторы того времени:

«Велосипед никогда не станет двигаться быстрее, если к нему не добавить значительный вес. Напротив, гоночную машину всегда надо стремиться делать более лёгкой. Каждому ясно, что вес — это враг».

Марсель Берте – известный велогонщик начала 20-го века активно занимался поиском технических решений, способных увеличить скорость велосипеда. Сам он был спортсменом, поэтому хорошо мог оценить преимущества более обтекаемой формы непосредственно в гонке. Осенью 1913-го года Марсель Берте на обтекаемом велосипеде “Велотропиль” установил сразу несколько мировых рекордов, в частности: проехал 5 км за 5 минут и 39.9 секунды. Его средняя скорость составила 57 км\ч. Большой вес обтекаемого велосипеда не помешал ему установить новые рекорды.

После этого признанные велоконструкторы стали копировать «Велотропиль», и более сильный гонщик на «клоне» побил рекорд Берте. Новый рекорд составил 5 мнут 23 секунды.

Однако очень многие велогонщики и производители велосипедов выявили недовольство таким положением дел. Им, по-видимому, не хотелось вникать в причуды аэродинамики, особенно учитывая тот факт, что производство велосипедов уже было хорошим бизнесом, а велогонки – лучшей рекламой. Новые рекорды не были аннулированы, но были перенесены в отдельную категорию «Велосипеды с приспособлениями для уменьшения сопротивления воздуха».

Началась 1-я Мировая Война, во время которой Марсель Берте воевал в истребительной авиации. В 1919-м году Берте возвращается в велоспорт на новом «Велотропиль». Но теперь он нацелен не только на велоспорт. Он демонстрирует полезные свойства обтекателя в повседневной жизни (именно поэтому на фото он в костюме с галстуком).

Марсель Берте

Велосипеды - Лигерад или лежачий велосипед: история HPV и почему их запретили в официальных велогонках UCI

В 1933-м году начинается новый этап развития обтекаемых велосипедов.

Марсель Берте в возрасте 45 лет решает установить новый рекорд в часовой гонке. Его друг и конструктор предыдущих обтекателей «Велотропиль» Марсель Рифар, теперь работает в компании, производящей гоночные самолёты. Вместе они разработали новую версию обтекаемого велосипеда с названием «Велодин-01». По непроверенным данным вес всего аппарата вместе с обтекателем составлял 15 кг, что очень мало даже по современным меркам. Каркас был сделан из древесины хвойных пород, обшит шпоном из тюльпанного дерева.

Первая же попытка установить рекорд была удачной. За 1 час Берте проехал 48,6 км, и установил новый мировой рекорд в категории «Велосипеды с приспособлениями для уменьшения сопротивления воздуха» по официальной классификации UCI. Однако, рекорд не был записан из-за «неверного старта» так как помощники бежали за стартующим Берте, чтобы не дать ему упасть на низкой скорости.

Велосипеды - Лигерад или лежачий велосипед: история HPV и почему их запретили в официальных велогонках UCI

Во время второй попытки через месяц лопнуло колесо, что привело к падению. А тем временем настала зима. 19-го ноября 1933-го года Марсель Берте устанавливает мировой рекорд, пройдя за 1 час 50 километров! Берте писал, что обтекатель прибавляет 30% скорости при тех же усилиях гонщика.

В это же время Шарль Моше, производитель бытовых веломобилей «Велокар», разработал лежачий велосипед «Велоризонталь», который не имел никаких обтекателей и соответствовал всем требованиям UCI по велосипедам для участия в велогонках.

Велосипеды - Лигерад или лежачий велосипед: история HPV и почему их запретили в официальных велогонках UCI

Так как «Велоризонталь» был запущен в серийное производство, а популярность велогонок была очень высокой, очень многие участвовали в них именно на этом лежачем велосипеде и показывали очень хорошие результаты. Некоторые газеты того времени писали:

«Этот велосипед мог бы означать революцию в производстве велосипедов и исчезновение лёгких мотоциклов».

«Второразрядный гонщик бросает вызов, намереваясь установить мировой рекорд в часовой гонке на «Велокаре», известном также как «Кресло с колёсиками» или «Ванна».

В июле 1933-го года Франсис Фора – трековый спринтер, потренировавшись на «Велоризонтале» («Велокаре»), с первой же попытки бьёт получасовой и 5-ти километровый рекорды, при чём по всем правилам его велосипед соответствует нормам UCI. Вскоре Френсис Фор бьёт и официальный часовой рекорд для необтекаемых велосипедов, его средняя скорость – более 45 км\ч.

recumbent

Форо намерен улучшить рекорд, однако опять начинается волна недовольства вокруг необычного велосипеда по всё тем же причинам. Новый велосипед будет значить смену лидеров на рынках продаж. Кроме того, существует ещё и куча важных чиновников, которые уже давно не являются велосипедистами, но занимают высокие должности в велоспорте. Они, мягко говоря, с недоверием смотрят на лежачий велосипед, а многие просто отрыто высмеивают его. В общем – настроения в обществе неоднозначны.

Антипропаганда лигерадов

Для доказательства эффективности нового велосипеда Моше хотел привлечь лучшего гонщика. Однако лучшие почему-то не идут на контакт с ним (по-видимому, им и так достаточно хорошо платили, а пропаганда нового велосипеда грозила отстранением от «кормушки»).

UCI проводит конгресс с обсуждением нового велосипеда, но пока что не запрещает его участие в велогонках.

Тем временем производство «Велокаров» набирает обороты. Всё больше любителей догоняют спортсменов благодаря улучшенной аэродинамике. Появляются новые модификации (на основе гоночной появились ещё и более комфортабельные модели для повседневной езды). Напрмер, в начале 30-х годов была такая реклама, цитата:

«С велосипедом «Велокар» Вы получите комфорт и станете быстрым. Нельзя не признать: современный велосипед почти безупречен. В течении 30-ти лет его концепция практически не менялась, подвергались усовершенствованию только детали. Но прогресс непреодолимо раздвигает границы достигнутого. Наша продукция – «Велокар» прекрасно это подтверждает.

Являясь продолжателем известной серии педальной машины (превосходную конструкцию которой оценили более тысячи удовлетворённых клиентов), он предоставляет пользователю два преимущества – больше скорости и больше комфорта. Вместо того, чтобы взбираться на вытянутое узкое седло, гонщик садится на обитое материей сидение, как бы на стул.

Вместо того, чтобы наклоняться вперёд, он откидывается назад, как в кресле. И не обязательно тянуть ручки руля, когда крутишь педали, – усилие от давления на педали воспринимается спинкой сидения. Такая великолепная посадка идеальна для обзора. Вы свободно оглядываете дорогу и наслаждаетесь деревенскими пейзажами, тогда как обычный гонщик при быстрой езде видит только переднее колесо.

На велосипеде такой конструкции можно легко опустить ноги на землю. Аварии менее опасны. Обучение езде лёгкое, также как старт и остановка. А столь высокая скорость – это не какая-нибудь выдумка, все велогонщики знакомы с ней.

Благодаря чему получены эти преимущества? Действительно ли дело в увеличении давления на педали вследствие опоры на спинку? Или в отличной аэродинамике? Возможно, дело в обоих факторах. Как бы то ни было, мировые рекорды доказывают удивительную скорость велосипеда».

В начале 1934-го года «Велокар» всё ещё был разрешён к гонкам, и все установленные на нём рекорды признавались официально. Однако лучшие спортсмены, хотя и проигрывали, всё равно не соглашались пересесть на «лежачий» и всячески высмеивали его. Стремительно растущая популярность «Велокара» грозит разорением магнатам, которые хорошо живут, продавая обычные велосипеды. К сожалению, вместо того, чтобы разработать собственные лежачие конструкции в верхах давят на совет UCI.

recumbent-bicycle

И, наконец, 1-го апреля 1934-го года комитет UCI публикует определение гоночного велосипеда. Ключевой момент – ось каретки должна выступать вперёд по вертикали относительно седла, не больше чем на 10 сантиметров. С того момента все рекорды «Велокара» объявили недействительными. Эти правила действуют до сих пор.

Кроме того, категория «Велосипеды с приспособлениями для уменьшения сопротивления воздуха» устранена. Теперь разрешены только обтекаемые шлемы.

С тех пор о лежачих велосипедах надолго забыли. Энтузиазм их создателей угасал, а гонщики не хотели биться за неофициальные рекорды, ведь они не приносили им славы.

И только лишь в 1975-году американец Честер Кайл воскрешает интерес к альтернативной велотехнике, а в 1976-м году была основана Международная Ассоциация создателей аппаратов, приводимых энергией человека – IHPVA, которая занялась регистрацией рекордов на HPV. Популярность гонок HPV пока что не идёт ни в какое сравнение с популярностью традиционных велогонок.

Эпилог:
Я считаю, что альтернативная велотехника несправедливо забыта. Большинству из нас не нужны рекорды, мы не являемся профессиональными гонщиками, которым платят зарплату за рекламу велосипедов, поэтому запрет UCI нас не касается. Мы ездим на велосипеде ради удовольствия от езды. А ехать комфортно, да ещё и быстро, гораздо приятнее именно на лежачем велосипеде.

Первых конструкторов лежачих велосипедов и нас с вами разделяет целое столетие. Кто в курсе дел в велоспорте тот мог оценить представленные в этой статье результаты. Вдумайтесь, это было почти сто лет назад!

Конечно, мы вряд ли можем победить лучших спортсменов, но благодаря нашим велосипедам, мы можем хорошо сесть им на хвост, с пачкой мороженного в руке!

Дополнения
Информационный листок, который конструктор «Велокара» Шарль Моше раздал всем члена совета UCI, когда решалась судьба «лежачего»:

«Какие имеются доводы против «Велокара?» У спины гонщика есть опора? Но обыкновенный гонщик опирается на руль! Гонщик улучшает свою аэродинамику? Но обычный гонщик делает то же самое, наклоняясь вперёд! Говорят, что эта машина даёт гонщику преимущество. Но ведь велоспорт это не просто атлетика – оборудование также играет свою роль. Велосипед стал легче, пневматика заменила твёрдые шины и теперь «трубки» – это произведение искусства, вершина современных технологий. Сегодня каждый может использовать различные цепные передачи, звёздочки и так далее. И точно также любой человек может купить, собрать или заказать себе наш рикамбент.

Но когда вы относите Рикамбенты к категории специальных велосипедов, то его достоинства не с чем сравнить. Было бы нелепо, если бы титул «Чемпион мира» присуждался менее скоростному гонщику только за то, что он ехал на велосипеде устаревшей модели».

Из письма Шарля Моше:

«Поскольку «Велокар» хорошо сочетает в себе особенности туристического и городского велосипеда, то после успехов на треке мы решили испытать его в шоссейных гонках.

Любители, которые купили у нас «Велокары», поступили весьма разумно. Во всяком случае, они были единственными, кто ехал в середине группы без особого труда. Все они заняли неплохие места. Неизвестно какие были результаты, но я думаю, что у некоторых гонщиков – на достаточно высоком уровне.

Так или иначе, мы решили нанять профессионального гонщика. Дать ему возможность научиться управлять «Велокаром» и основательно потренироваться, прежде чем вступить в борьбу с ведущими спортсменами.

И этим профессионалом стал испанец Мануэль Моран, который решил попытать судьбу во Франции. Он не нашёл себе команду, и мы смогли заключить с ним контракт. Мануэль легко управляется с машиной и прилежно осваивает её. Когда он тренируется на кольцевой трассе для автогонок «Лонгшамп», я иногда проезжаю с ним несколько кругов. Он – гонщик, обладающий хорошей выносливостью, и наполнен энтузиазмом. Однако не спринтер. Мы предоставили ещё один «Велокар» его другу Фернандезу, и, таким образом, они тренируются в паре.

Моран впервые участвовал в гонках за нас 3-го июня 1934 года в гонке «Париж-Контре». Запрет UCI был уже в силе, но французские власти позволили нам стартовать. Мой кузен Александр рассказывает, что там происходило:

Вскоре после старта Моран выходит вперёд. Никто не пытается нагнать его. (“L’Officle du Cycle” сообщает, что какой-то ребёнок выкрикнул: Они приближаются, и этот крошечный малыш впереди! Это и был Мануэль на «Велокаре».

Скоро он уже обошёл всех на 5 минут, а после 100 км – на 10. Спортивные менеджеры команд обсуждают сложившуюся ситуацию и принимают решение догнать Морана любой ценой. Вся группа гонщиков начинает действовать как одно целое. Моран отчаянно пытается ускориться, но его настигают за несколько километров до финиша. Он оказывается в конце группы и приходит через несколько минут после остальных, выбившимся из сил.

Из этой гонки мы сделали такие выводы:

1. Если рикамбент на 10-15% быстрее в соревновании с равным соперником, то с группой соперников на 15-20% медленнее.

2. Поэтому, чтобы иметь шанс на победу, нам нужна команда профессиональных велогонщиков. Но поскольку мы не можем позволить себе нанимать дюжину спортсменов, то должны искать другое решение.

Ну, а позже нам вообще запретили принимать участие в стартах. Это и решило проблему». Шарль Моше. 1934 год. Франция.

Читайте также: Электрический велосипед GinzVelo – одноместный гибридный веломобиль (видео)

Использованные источники:

Книга «Сила Человека – Забытая Энергия» (Арнфрид Шмитц. Фото также из этой книги.

Перевод книги на русский: Ульяновский Вениамин (основатель и действующий президент Московского КЭБ).

По материалам статьи hpv.com.ua – сайта, где можно найти много интересной и полезной информации о велотехнике, в частности о лигерадах и веломашинах.