Монополизированный сектор централизованного теплоснабжения в Украине заходит в тупик. Он накапливает многомиллиардные долги и не способен предоставить качественную услугу. Один из ответов на эти вызовы – сделать сектор теплоснабжения конкурентным. Успешные практики таких изменений уже имеются у ближайших соседей Украины.
Отопление по-европейски
Во многих странах Евросоюза не жалуются на «естественность» монополистов и не рассказывают, что муниципальные ТКЭ некому заменить. Вместо этого – там дают возможность поставлять тепло различным компаниям. При этом конкуренты используют одну и ту же сеть.
Функции по производству и поставке тепла там принудительно разделены – unbundling, а потребитель четко видит транспортную и производственную составляющие в тарифе за тепло.
Благодаря такому подходу и конкурентной среде в развитие инфраструктуры и коммунальных сервисов инвестируются миллиарды евро – как муниципалитетами, так и частными инвесторами, которые имеют равный доступ к сетям.
Одним из самых ярких примеров является Литва, которой за десять лет удалось избавиться от зависимости от «Газпрома» и перейти к использованию альтернативных источников энергии, в первую очередь – биомассы. Доля газа там составляет лишь 36%. К 2020 году в этой стране планируется покрывать 80% потребностей в тепловой энергии возобновляемыми источниками, а доля газа должна уменьшиться до 19%.
При этом поставщики тепла, обладающие газовыми и биомассовыми котельными, пользуются одними сетями. Это стало возможным благодаря привлечению частных инвесторов в сектор центрального теплоснабжения и последовательной государственной политике, которая стимулирует перестройку коммунального сектора.
Другим примером является Дания. Там тарифы отражают не тип топлива, а расходы. Многие компании используют несколько видов топлива или технологий, поэтому такого понятия как тариф на тепловую энергию по конкретному виду топлива там нет.
Эволюция городского энергоснабжения
В Копенгагене 98% зданий подключены к сети центрального теплоснабжения, которая питается целым спектром генерации. Это заводы по переработке мусора, ТЭЦ, сбросываемое тепло предприятий, утилизация тепла бытовых стоков, биогазовые установки.
При этом сеть активно расширяется и уже включает все пригороды. Копенгаген приближается к высокоэффективной системе отопления, когда потребность в использовании ископаемого топлива для отопления отпадает.
Согласно директиве 2012/27 / ЕС «Об энергоэффективности» система центрального теплоснабжения считается эффективной, если она использует минимум 50% возобновляемой энергии или 50% сбрасываемого тепла предприятий и бытовых стоков, или 75% тепла от когенерации, или 50% комбинации перечисленных источников.
В Дании, на материковой части, в январе 2017 введена в эксплуатацию система тепловых коллекторов мощностью 110 МВт, которая обеспечивает теплом 20% города Силькеборг. Поле из солнечных коллекторов площадью 150 тыс кв м поставляет 90 тыс жителей энергию из неиссякаемого возобновляемого источника – непосредственно от Солнца.
Монопольный упадок
Тем временем в Украине в области теплоснабжения безраздельно господствуют монополии, которые считаются «естественными». Ситуация в столице наиболее показательна. Тепловыми сетями здесь управляет ОАО «Киевэнерго», которому также принадлежат основные теплогенерирующие мощности: ТЭЦ–5, ТЭЦ–6 и многочисленные котельные.
Доминирующий пакет акций «Киевэнерго» принадлежит компании ДТЭК Рината Ахметова. Хотя тепловые сети находятся в коммунальной собственности, контролируют поставки тепла в городе менеджеры Ахметова.
«Киевэнерго» – полный монополист. Ему принадлежит эксклюзивное право аренды городских сетей и монополия на продажу коммунальных услуг потребителям. Это позволяет компании беспрепятственно использовать городскую инфраструктуру в частных интересах, не инвестируя значительные средства в ее модернизацию, а потом просто уйти, оставив изношенные сети и старые котельные громаде.
Хотя Киев не собирается оставлять сети в пользовании ДТЭК, этот пример показывает, почему не стоит передавать сети и генерирующие мощности в одни руки.
В других крупных городах услуги по отоплению предоставляют коммунальные предприятия, которые в основном находятся в управлении местных органов власти. Ситуация, когда одна структура управляет одновременно и сетями, и генерирующими мощностями, довольно типична для украинских городов. По сравнению с инфраструктурой Киева физическое состояние сетей в регионах еще хуже.
В общем системы теплокоммунэнерго в Украине устаревшие и изношенные. Повсеместным является перерасход топлива на старых котельных и огромные потери в тепловых сетях. Это приводит к росту тарифов, основной составляющей которых является стоимость газа.
Потребители негодуют из-за неудовлетворительного качества услуг и высоких тарифов, некоторые отказываются платить, теплокоммунэнерго накапливают долги за газ.
Прохождение отопительного сезона превращается в вызов и требует чрезвычайных усилий со стороны местных властей и вмешательства центральных органов. При этом ТКЭ и муниципалитеты не имеют стратегии для выхода из этой ситуации. Это может привести к развалу систем центрального отопления, и такой прецедент уже есть.
В Ужгороде тепловые сети теряли около 50% тепла в процессе ее доставки потребителям. Это стало диагнозом болезни, которая стала летальной. В начале 2000-х годов из-за высоких тарифов и неудовлетворительного качества отопления потребители начали отказываться от услуг ТКЭ и переходить на индивидуальное отопление.
С 2012 года центральное отопление в Ужгороде прекратило свое существование. Городское теплокоммунэнерго, пораженное хроническими долгами за газ, стала неспособной поддерживать свое существование. Вместо модернизации, диверсификации и технического перевооружения городская инфраструктура отопления просто развалилась.
Из-за существенного законодательного ограничения частные инвесторы не смогли зайти в освободившуюся нишу, а жители многоэтажных домов остались наедине с техническими и финансовыми вызовами индивидуального отопления. В итоге большинство домов города отапливается индивидуальными котлами.
Пока европейские города повышают уровень комфорта для своих жителей, уменьшают выбросы парниковых газов, тщательно планируют развитие инфраструктуры и внедряют энергоэффективные мероприятия, Украинцы из-за тупиковой ситуации в ТКЭ переживают энергетическую бедность и деградацию городской инфраструктуры.
Общая труба вместо монопольной
Ключевой проблемой является то, что вертикальная интеграция ТКЭ – производство, транспортировка и поставка – позволяет списывать потери в теплосетях через перекрестное субсидирование между поставками и производством тепла, когда монополист закладывает все в один непрозрачный тариф.
В итоге за потери в сетях и неэффективность системы платят потребители или не платят и создают долговую яму для теплокоммунэнерго, которое накапливает долги за газ. Поведение потребителей и ТКЭ в этой модели способствует не модернизации систем теплоснабжения, а скорее их упадка и разрушения.
Эксперты международного проекта «Муниципальная энергетическая реформа в Украине», который осуществляется при поддержке USAID, в 2016 году разработали концепцию конкурентного рынка тепловой энергии, опирается на успешный опыт Литвы.
Согласно этой концепции, первым шагом должно стать разграничение поставки и производства тепла на уровне финансовой отчетности: тарифы на производство, транспортировку и поставку тепла должны рассчитываться отдельно.
Читайте также: Как сделать энергоэффективным целый город. История успеха Долины
Анбандлинг, который на финансовом уровне действует в большинстве стран ЕС, исключает перекрестное субсидирование сетей из-за переноса расходов в генерацию тепла. Тогда будут видны реальные расходы на содержание сетей и можно будет оценить объемы финансирования, необходимые для их модернизации, реконструкции или замены.
Более того, публичность формирования тарифов вместе с бухгалтерским учетом позволит обеспечить условия для конкуренции на рынке, надлежащего содержания основных фондов, их обслуживания, защищая производителей и потребителей.
Ведение раздельного учета и установления отдельных тарифов по каждому виду лицензируемой деятельности является важной предпосылкой для возникновения рынка тепловой энергии и привлечения частных инвестиций в теплоэнергетическую инфраструктуру.
В отличие от сетей теплоснабжения, управляемых единым оператором и который закономерно является монополистом в области транспортировки и снабжения, производить тепло могут многие предприятия в конкурентной среде, если им будут обеспечены равные условия участия и право на подключение к сетям.
Для больших систем теплоснабжения наиболее эффективна конкурентная модель с большим количеством поставщиков тепловой энергии на общем рынке. Тепловые сети должны оставаться в коммунальной собственности, иметь независимого оператора, не связанного ни с одним из частных производителей тепла. Власть должна защищать рынок от захвата и превращения в частную монополию.
С другой стороны, после финансового анбандлинга отделение генерирующих мощностей от вертикально–интегрированных ТКЭ и их приватизация является целесообразной.
По мнению экспертов проекта «Муниципальная энергетическая реформа в Украине», без ликвидации вертикально–интегрированных монополий и создания стимулов для частного участия на рынке тепловой энергии невозможно остановить рост тарифов и повысить качество услуг, не говоря о развитии сетей, внедрение новых технологий и переход к использованию возобновляемых источников энергии.
Чтобы сдвинуть тупиковую ситуацию в секторе теплоснабжения, остановить упадок и начать стимулировать развитие ТКЭ, необходимо внести изменения в закон «О теплоснабжении» и другие профильные законы, разработать пакет подзаконных актов. Эти законопроекты сейчас находятся в стадии разработки и экспертного обсуждения.
Тарифный аспект
В отличие от Литвы, где действует модель рынка тепловой энергии с единственным покупателем и регулярными аукционами, в Украине тарифы на тепловую энергию жестко фиксированные и установлена предельная норма доходности, которая составляет 6%.
Между тем коммерческие банки готовы финансировать коммерческие проекты только до пяти лет при наличии не менее 30% собственных средств под 8,5% годовых в валюте или 22% годовых в гривне. В результате производитель тепла официально зарабатывает меньше, чем кредитные ставки банков, и не может привлечь кредиты для модернизации.
Более того, действующий принцип образования тарифов «себестоимость плюс 6%» мотивирует производителей тепловой энергии всеми возможными способами завышать свою себестоимость, поскольку прибыль пропорциональна себестоимости. Чем больше номинальная себестоимость – тем больше реальный доход.
Также при такой модели производители не заинтересованы в уменьшении потребления тепла своими клиентами в результате внедрения энергоэффективных мероприятий, потому что доход производителей также зависит от валовых объемов теплоснабжения.
Вместо этого предлагается перейти на стимулирующее образование тарифов и внедрить конкуренцию между производителями тепла на рынке с единственным покупателем. Тогда производители с наименьшей себестоимостью производства тепла будут иметь наибольшую долю рынка, а потребитель – приемлемые цены, которые не будут включать искусственно раздутую себестоимость.
Такие дополнительные системные услуги как резервирование мощностей и покрытия пиковых нагрузок могут стать дополнительными источниками дохода для производителей.
Потенциальная роль биоэнергетики
Для Украины, с ее большим аграрным потенциалом и значительными объемами растительных отходов, технологии использования биомассы в теплоснабжении предлагают доступный выход из энергетической зависимости. По данным Госэнергоэффективности использования имеющегося потенциала позволит заместить 20 млрд куб м газа в год. Это почти вдвое больше, чем страна импортирует, – 11,8 млрд куб м за 2016 год.
Опыт Литвы, где доля биотоплива в теплоснабжении превышает 60%, доказывает: это возможно при наличии политической воли.
Динамика цен на газ и биотопливо для производителей тепловой энергии в Литве, евро за тыс куб м газа, евро за тонну биотоплива
Средняя стоимость биомассы в Литве почти в три раза ниже цены на газ, что делает генерирующие мощности на биомассе конкурентными в условиях рынка с единственным покупателем. Они уже вытеснили газ в большинстве городов Литвы и полностью покрывают базовое тепловую нагрузку, а газовые котельные используются преимущественно для покрытия пиковых нагрузок и как резервные мощности.
Типичная мощность котельных на биомассе составляет 10 МВт, что позволяет удовлетворять потребности небольших городов или отдельных микрорайонов.
При комбинированном производстве тепла и электроэнергии мощность несколько выше, но редко превышает 50 МВт. Это нормативная граница, после которой предприятие должно соответствовать требованиям к большим установкам (директивы 2001/80 / ЕС и 2010/75 / ЕС).
Небольшая мощность таких объектов позволяет эффективно организовывать логистику поставки топлива из локальных источников, стимулирует местную экономику и обеспечивает занятость в сельских общинах.
Читайте также: Как своими руками построить солнечную станцию для отопления и горячей воды знает миргородский изобретатель
В Украине также есть успешные примеры строительства современных биотопливных котельных, использующих локальное сырье, которое соответствуют экологическим стандартам ЕС по выбросам загрязняющих веществ, но это соответствие еще не обязательно.
В Литве, в отличие от Украины, внедрены все нормы ЕС по охране окружающей среды. Там уже действует новая директива 2015/2193 / ЕС «Про средние сжигательные установки», которая устанавливает предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ для средних предприятий теплоэнергетики, включая те, что работают на биомассе.
Несмотря на экологические риски, связанные с работой сжигающих установок на биомассе, вопросы прохождения оценки воздействия на окружающую среду для таких объектов и соответствующие нормы для защиты атмосферного воздуха следует урегулировать заранее, чтобы предотвратить негативные последствия для окружающей среды и здоровья населения.
При выполнении этих условий биомасса может стать более дружественным к окружающей среде источником энергии, чем уголь и газ, сжигание которых приводит к более интенсивному и бесповоротному загрязнению атмосферы парниковыми газами.
В отличие от ископаемого углерода, который высвобождается из исчерпывающих геологических залежей, биомасса является возобновляемым источником энергии и соблюдения условий устойчивости ее происхождения позволяет производить энергию без значительного ущерба для окружающей среды.
Альтернативное будущее
Пример европейских городов показывает, что коммунальному упадку и хаотичному переходу на индивидуальное отопление есть альтернатива: развитие систем центрального отопления с участием частного капитала или кооперативов, повышения их эффективности и переход на возобновляемые источники энергии.
Куда ведет Украину нынешний сценарий, уже известно: к энергетической бедности, дальнейшей зависимости и экономическому упадку.
Воплотится ли эта альтернатива в жизни, зависит от способности громад мобилизоваться для достижения общей цели: слома газовой иглы, достижения энергетической независимости, обеспечение себя качественными и надежными коммунальными услугами. А доступные ресурсы и технологии для этого существуют.
Вопрос в том, смогут ли Украинцы сотрудничать со своими соседями и заставить власть проявлять политическую волю для осуществления необходимых изменений.
Источник: Украинская Правда