Илон Маск приходит на смену Генри Форду. Человечество на пороге постиндустриальной энергетической революции?

  • Рубрика записи:Статьи

солнечная ферма

Генри Форд 2.0

В нынешние бурные времена, как и на заре массовой индустриализации сто лет назад, новые экономические силы понимают, в основном, те, кто их и формирует. Ярким примером этого является исторический вклад личности Генри Форда в формирование индустриальной экономики 20 века. Его инновации в массовом производстве автомобилей до неузнаваемости изменили мир и стали одним из столпов второй промышленной революции, пишет Epravda.com.ua.

В 21 веке прорывные инновации – интернет-сервисы, коммерческие космические полеты, электромобили, проекты по солнечной энергетике – с таким же успехом внедряет Илон Маск (Elon Mask), который уже успел стать культовой личностью. Более того, он вполне оправдано попадает в рейтинги пионеров постиндустриальной экономики.

В марте 2016 Маск представил свой главный продукт: электромобиль Tesla Model 3. Он имеет все шансы стать современным аналогом Ford Model T – первым действительно массовым автомобилем, который в 1920-е годы заполонил улицы городов мира.

Возможные последствия коммерческой доступности Model 3 не менее масштабны. Это не просто электромобиль, это суперкомпьютер на колесах с функцией автопилота и возможностью накопления и хранения энергии.

Электромобиль – это новый «умный» элемент в электросетях, которые сейчас находятся на пороге широкого внедрения информационных технологий и эволюционного скачка в Smart Grids.

При внедрении технологии Vehicle-to-grid (V2G) электромобили смогут играть важную роль в балансировании электросетей. Это позволит решить ряд технических проблем, связанных с переходом на возобновляемые источники энергии, основные из которых (солнце и ветер) имеют неравномерный график генерации.

Массовое производство

Чтобы сделать Model 3 действительно массовой, в июле 2016 Илон Маск запустил первую очередь «Гигафабрики 1» (Tesla Gigafactory) – интегрированного массового производства литиевых батарей в Неваде, а 8 ноября анонсировал создание интегрированного производства Tesla в Европе. Местоположение второй гигафабрики будет определено в 2017 году.

«Гигафабрика 1» будет производить 500 тыс автомобильных аккумуляторов ежегодно, из которых 400 тыс – для Model 3. Проект общей стоимостью 5 млрд долларов значительно увеличит мировое производство литиевых батарей и снизит их стоимость на 30%.

Сейчас построено и запущено три из 21 производственных блока фабрики. После завершения строительства она ежегодно будет производить 50 ГВт*ч литиевых батарей. Стратегическим партнером проекта выступает корпорация Panasonic, которая инвестирует 1,6 млрд долларов в «гигазавод» в штате Невада.

Еще одна, на это раз уже «солнечная» гигафабрика, которая будет выпускать фотоэлектрические модули для Solar City достраивается в штате Нью-Йорк и должна начать работу в 2017 году. Введение этого комплекса позволит Маску конкурировать с китайскими и немецкими производителями рынка солнечных технологий, которые удвоились в объемах продаж менее чем за три года. Сейчас американский предприниматель занимает ключевые позиции на двух рынках быстро развивающихся стран: солнечной энергетики и устойчивой мобильности.

Весь бизнес под одной солнечной крышей

Пожалуй, одним из самых громких событий 2016 стало объединение в единый холдинг двух наиболее амбициозных детищ Маска: компаний Tesla Motors и Solar City.

Так возникла первая и единственная в мире вертикально-интегрированная компания, объединяющая технологии возобновляемой энергетики, выпуск электромобилей и аккумуляторных батарей, а также информационные технологии и новые бизнес-модели. Окончательное решение об объединении компаний акционеры утвердили 17 ноября 2016.

Элон Маск

За три недели до этого Маск и Solar City представили новый продукт: интегрированные модульные конструкции для солнечной крыши. Благодаря Solar City солнечные панели перестают быть дополнительной нагрузкой на крышу, они сами становятся кровельным материалом.

Более того, по словам CEO Tesla, цена солнечной крыши будет ниже, чем стоимость обычной крыши из черепицы плюс счета за электроэнергию из сети. Руководствуясь простыми экономическими мотивами, большинство владельцев новых домов в Америке будут выбирать именно новую фотоэлектрическую крышу.

Полный набор в составе Тesla Model 3, PowerWall 2 и солнечной крыши будет доступен уже во втором полугодии 2017 года. Он позволит частному хозяйству получать и накапливать энергию Солнца для своих нужд.

В 2016 году целый остров в Тихом Океане получил полностью автономное энергообеспечение за счет солнца благодаря фотоэлектрическим панелям и мощному комплексу накопительных батарей от Tesla. Консолидация компаний Маска и выпуск набора инновационных продуктов закладывают основы для революционных изменений на массовом рынке. Мир становится свидетелем не только технической, но и маркетинговой революции. «Тесла» создает новый, очень привлекательный стандарт жизни для массового потребителя.

Продукты Илона Маска складываются в единый образ, который ассоциируется с ярким и безопасным будущим, достатком и независимостью. Особенно привлекателен этот образ для жителей богатых пригородов и закрытых городков, которые имеют достаточную покупательную способность, чтобы быстро перейти к новому стилю жизни.

Эффект домино на автомобильном рынке

Благодаря инновациям Илону Маску в очередной раз удается перевернуть популярные представления о будущем. Однако мир движется в сторону чистого транспорта не только благодаря Tesla.

Большинство мировых автопроизводителей все больше внимания уделяют электромобилям. Некоторые уже начали массовое производство, другие планируют запуск своих моделей в 2017-2019 годах. Большинство из них ориентируются на массовый рынок и стремятся конкурировать с компанией Илона Маска. Вот несколько примеров.

В 2017 году General Motors под брендом Chevrolet планирует начать массовые продажи модели Bolt (первые электромобили уже доставлены своим владельцам). Она будет стоить всего 35 тыс долларов, то есть находиться в том же ценовом сегменте, что и Model 3. GM уже заключила соглашение на поставку аккумуляторов с южнокорейской LG.

Audi в 2018 году готовит запуск серийного электрического внедорожника e-tron Quattro. Президент Audi ожидает, что электромобили будут составлять 25% от общего объема продаж Audi в 2025 году.

BMW запустила в серию две модели электромобилей: хэтчбек i3 и спортивный седан i8. Продажи i3 начались еще в 2014 году. Объемы производства электрической «тройки» планируется значительно увеличить, поскольку она пользуется массовым спросом в Европе.

Nissan Leaf, продажи которого начались в 2010 году, завоевал расположение во всем мире: продано более 100 тыс этих авто. Несмотря на ограниченную емкость батарей, спрос на японские электрокары довольно большой, они даже используются службами такси.

Электромобили ниссан

В ноябре 2014 года Volkswagen представил свой электрический хэчбек e-Golf. Его цена – 36,3 тыс долл, пробег на одном заряде – 200 км. E-Golf позиционируют как конкурент Nissan Leaf. То есть собственные модели электромобилей имеют все ведущие немецкие автомобильные бренды: Mercedes, BMW, Audi и Volkswagen.

Более того, немецкое правительство решило запретить продажу дизельных и бензиновых автомобилей с 2030 года. Это означает начало перестройки всего колоссального автопрома Германии в сторону электрификации и внедрение новых бизнес-моделей.

Парламенты Нидерландов и Норвегии рассматривают похожие законодательные инициативы, но с запретом продаж новых авто с двигателем внутреннего сгорания с 2025 года. В Нидерландах уже определена дата проведения парламентской дискуссии по этому вопросу, после чего возможно утверждения соответствующих законопроектов.

Для многих «экономических динозавров» эти новости стали шоком, но это только начало развертывания далеко идущих изменений.

Новый транспорт подрывает устои

Признанный во всем мире гуру инноваций Тони Себа (Tony Seba), который в последние два десятилетия работал в Кремниевой Долине в Калифорнии, предсказывает, что уже через 14 лет двигатель внутреннего сгорания окончательно изживет себя.

По прогнозам Себа, к которому прислушиваются крупные инвесторы в Европе и США, бензиновые авто станут анахронизмом до 2030 года и выйдут из обращения в 2030-е годы. Его прогнозы изложены в книгах «Чистый прорыв энергетики и транспорта» (Clean Disruption of Energy and Transportation), «Солнечные триллионы» (Solar Trillions) и «Победители получают все» (Winner Takes All).

Себа настаивает, что внедрение инноваций и развитие рынков подчиняются общей закономерности. Сначала новые технологии имеют ограниченное применение и не влияют на массовые рынки, но со временем становятся доступными и в определенный момент наступает прорыв, когда они быстро трансформируют общество и экономику.

Так было с распространением всех массовых продуктов: холодильников, телевизоров, мобильной связи. Наиболее ярким является следующий пример.

В 1900 году в Нью-Йорке на 5-й авеню дилижансы и лошади были основным видом транспорта. В потоке едва можно было увидеть автомобиль. За десятилетие ситуация изменилась коренным образом. В 1913 году 5-авеню была уже полностью заполнена автомобилями, а упряжки стали анахронизмом.

Два слайда из презентации Тони Себа, которые наглядно иллюстрируют транспортную революцию (фото Swedbank):

лошадине экипажи в нью-йорке

автомобили заполонили нью-йорк начало 20-го века

По прогнозам Себа, автомобили с двигателем внутреннего сгорания, которые загрязняют атмосферу, ждет судьба повозок. Исторический пример того, что города не утонули в конском навозе, добавляет оптимизма во времена экологического кризиса. Сейчас от загрязнения воздуха в мире ежегодно умирает более 5 млн человек, а изменения климата приобретают угрожающие темпы. Как и сто лет назад, мир на пороге больших перемен.

Скорость имеет значение

Сейчас вопрос заключается в том, как быстро мир сможет трансформировать энергетику и транспорт с помощью новых технологий. Этот процесс не будет простым, ведь речь идет о фундаментальных сдвигах в экономике. Будут и победители, и проигравшие.

В пользу того, что электромобили смогут быстро вытеснить бензиновые и дизельные авто, свидетельствует динамика производства литиевых батарей, которая является экспоненциальной, типичной для прорывных технологий. По прогнозам Tesla, к 2018 году их производство должно удвоиться.

Для расширения рынка электромобилей Маск делает все возможное, включая такой беспрецедентный шаг как раскрытие патентов Tesla на технологии и разрешение на их свободное использование кем-либо, кто хочет производить электромобили способствовать быстрой декарбонизации транспорта и энергетики.

Поскольку годовой объем производства бензиновых авто приближается к 100 млн в год, а глобальный флот составляет около 2 млрд автомобилей, возможностей Tesla недостаточно для вытеснения с рынка двигателя внутреннего сгорания.

В то же время решение этой колоссальной задачи является одним из шагов, необходимых для преодоления климатического кризиса. Илон Маск справедливо полагает, что наибольший конкурент его бизнеса – неисчислимый поток грязных бензиновых автомобилей, который каждый день выливается из автозаводов мира.

Перспективы для развития электрического транспорта пока колоссальные, поскольку факторы, сдерживающие прогресс, уже преодолены. Добыча лития в мире начал стремительно расти. Литий является весьма распространенным химическим элементом. Он в больших объемах содержится в земной коре, а его соли, растворены в морской воде.

Мировое производство лития 1950–2011 годы.
Мировое производство лития 1950–2011 годы.

В 2016 году группа ученых из Финляндии изобрела более эффективный метод производства чистого лития, который является ключевым сырьем для производства батарей. Новая технология переработки минерального сырья позволит получать литий высокой степени чистоты с меньшими затратами энергии.

Промышленное применение этого метода значительно сократит стоимость аккумуляторов и электромобилей. Также активно развиваются технологии глубокой переработки старых аккумуляторных батарей, которые позволят создать закрытый цикл.

Литий добывается из концентрированных соляных растворов преимущественно в Южной Америке. Однако в последние годы обнаружены месторождения в других частях мира.

Залежи минералов с высоким содержанием лития встречаются на всех континентах. Однако наиболее перспективным является добыча лития из морской воды, в которой растворено более 230 млрд тонн сырья. Сейчас общее мировое производство лития составляет около 40 тыс тонн в год.

Океан возможностей

Если человечество сможет добыть 0,1% лития из морской воды, его хватит на все нужды человечества на тысячи лет. Проблема лишь в том, что он содержится в низких концентрациях – 250 атомов на миллиард, до сих пор не существовало технологий для извлечения этого металла из соляных растворов с низкой концентрацией.

В 2015 году группа японских инженеров во главе с Цуйоши Хошино продемонстрировала метод добычи лития из морской воды на основе электродиализа с применением специальных мембран. Эти разработки находятся на ранних стадиях, но в будущем они могут иметь революционное значение.

Совершенствование технологий снижает цены на литиевые батареи и этот процесс уже начался. Развиваются и технологии аккумуляторных батарей на основе графена.

Трансформационные последствия уже отразились на автомобильной отрасли, но ею изменения не ограничатся. Батареи могут найти широкое применение в быту и в энергетике. Они позволят создавать энергосети, которые будут использовать энергию из возобновляемых источников. Однако автомобильная отрасль – знаковая.

Автомобиль с двигателем внутреннего сгорания стал символом 20 века и одним из важнейших продуктов индустриализации. Тогда автомобилизация радикально повысила экономическую производительность и коренным образом трансформировала экономику.

Сейчас на экономическую арену выходят электромобили – суперкомпьютеры на колесах, способные к автономному управлению, накоплению и хранению энергии. Ведущую роль здесь занимает Tesla Motors, которая менее чем за десять лет с нуля создала мировой рынок электромобилей. История имеет свойство повторяться, каждый цикл – на новом уровне.

Станет ли Tesla Model 3 новым Ford T?

Читайте также: Илон Маск откроет бурильную компании и спрячет трафик в тоннели под городами