Министерство инфраструктуры решило простимулировать развитие рынка электротранспорта в Украине и выступило с инициативой, получившей название «Электросегодня». Чтобы лучше разобраться, что для этого нужно, 22 декабря на круглый стол пригласили участников рынка. На нем присутствовали эксперты, представители импортеров, компаний производителей зарядок для электрокаров и украинских автопроизводителей.
Причем было видно, что министр Владимир Омелян и его команда хорошо подготовились к встрече: присутствуюище признались, что большинство предложений, которые были озвучены Владимиром Омеляном, готовили сами, пишет Electrocars.
Как министерство предлагает увеличить долю электрокаров на рынке
Владимир Омелян отметил, что электромобили становятся все более популярными, и за последние четыре года в среднем рост составляет 13,2%. «Хотя они занимают только 0,7% автомобильного рынка, рост хороший. Мы же ставим цель увеличить эту долю к 2020 году до 15%», — заявил он. И пообещал «взять флаг в руки и ходить по всем кабминам, советам и другим учреждениям». Но для этого надо выработать общую концепцию развития электротранспорта в Украине, написать проекты законов, постановлений.
Чиновник пообещал шаг за шагом уменьшать стоимость электромобиля на 21,6% путем освобождения от уплаты НДС, отмена регистрационного сбора при первой регистрации, освобождениz от уплаты акцизного сбора.
«Я бы еще очень хотел, чтобы был государственный грант, как это принято в других странах. Но будем откровенны: Маску будет проще полететь на Марс, чем нам получить этот грант», — пошутил Омелян. Министр также отметил, что необходимо создать государственную программу по размещению зарядных станций.
Гендиректор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко посоветовал законодательно утвердить, что такое зарядная станция. «Надо предоставить преимущественное право на аренду участка под зарядную станцию - вне конкурса или на льготных основаниях. Должны быть соответствующие требования для установки парковочных площадок для электрокаров во дворах жилых домов», — сказал он.
Руководитель ElectroCars Александр Кравцов отметил, что мировой опыт показывает различные подходы к развитию инфраструктуры в городах. Например, в Осло зарядить электромобиль можно бесплатно, если ты житель города, станциями оборудованы парковочные площадки — это муниципальный подход. А в Соединенных Штатах, где работает уже несколько крупных операторов зарядных станций, конкуренция сделала свое дело — операторы сотрудничают с городской властью и часть их зарядок публичные и бесплатные. Государственная программа по установлению скоростных зарядных станций на главных трассах в Эстонии позволила стране развить эффективную зарядную сеть. Что касается Украины, то сейчас в городах необходимо как можно скорее разработать муниципальную программу, оборудовать зарядными портами городские парковки, а также должным образом разработать алгоритм для установления зарядных станций в многоэтажных домах.
«В рамках программы развития регионов можно принять решение об обязательной покупке электротранспорта для обновления автобусного парка. Покупать за бюджетные средства электромобили для министерств», — добавил Назаренко.
Руководитель компании Electrocars Александр Кравцов считает, что цифра, которую озвучил министр, должен проходить красной линии повсюду (имеется в виду тезис, о том, что в 2020 году электрокары должны составлять 15% украинского авторынка). По его мнению, в случае стимулирования рынка этой цифры достичь вполне реально, и теперь министр должен отвечать за свои слова. «Это то, что сейчас в Норвегии, среднегодовой показатель. Видно, за основу брали именно его. В случае снижения цены электрокара до $12 000, они действительно будут иметь именно такую долю рынка. Уже в этом году они займут, по нашим данным, 0,2% рынка», — говорит он.
Директор по стратегическому планированию корпорации «Богдан» Михаил Сокол сообщил, что корпорация делает ставку на рынок сервиса. «Мы поддерживаем снятие ограничений на ввоз как новых, так и подержанных машин. В условиях большого рынка появляется определенная мода на электромобили, культура. А производителю интереснее начинать производство в стране, где есть большая потребность в продукте», — сказал он.
Михаил Сокол также предложил «запасной вариант» на случай, если депутаты не согласятся освободить электрокары от НДС, лоббировать отсрочку по выплате НДС для покупателя на 60 месяцев. Что позволит растянуть нагрузку на пять лет. На это его вдохновил законопроект, который уже прошел первое чтение. «В законопроекте об индустриальных парках, который уже прошел первое чтение, есть идея давать отсрочку на выплату НДС на ввоз комплектующих для производства в индустриальных парках», — пояснил он.
В свою очередь вице-президент АК «УкрАвто» Олег Папашев отметил, что в Налоговом кодексе понятие электромобиля существует только в товарной группе 8703, легковые автомобили. «Желательно это ввести в грузовые автомобили и автобусы. Мы выходим с инициативой это сделать. Мы сделали работу по детализации отдельных частей электромобилей, которые необходимо импортировать для того, чтобы в Украине такой электромобиль был произведен. Предлагаем производителям зарядных станций также присоединиться к такой работе, чтобы присоединиться к детализации тех товарных групп, которые необходимы для создания продукции и получения нулевого НДС», — сказал он.
Корпорация «Укравто» против отмены НДС для импортных электромобилей
Министр инфраструктуры заявил, что желает видеть отечественные электромобили. Для начала — запустить хотя бы производство отдельных компонентов или крупноузловой сборки. Для этого он предлагает уменьшение различных налогов для производителей электрокаров в Украине. В частности, минус 20-30% налога на прибыль до 2021 года, нулевая пошлина на комплектующие до 2028 года, введение для производителей электромобилей льготной ставки на землю и тому подобное.
«Если удастся создать «райские» условия для производителей, мы сможем пойти вперед. Опыт Словакии, Турции показывают, что это возможно. Об этих производителях электромобилей еще десять лет назад еще никто и не подозревал. Сейчас они в числе крупнейших производителей Европы, а возможно и мира. Наша цель — чтобы у нас было хотя бы три инвестора», — заявил он.
Вице-президент «УкрАвто» Олег Папашев напомнил, что Словакия, имея население пять миллионов, третий год подряд производит миллион электромобилей. И это стало возможно за счет значительных преференций. «Словаки поняли, что так можно дать работу своим гражданам. В страну пришли как производители компонентов, так и производители материалов. Нужно, чтобы и к нам пришел мировой инвестор. И ему было выгодно создавать здесь промышленные товары и экспортировать на европейский рынок. Мы можем ближайшие годы выиграть на стоимости труда. Нам нужно создать соответствующие условия», — заявил он.
«У нас есть опытные образцы, которые построены на базе фургона «Ланос». Мы работаем над созданием коммерческого электромобиля на базе «Вида», электроавтобусов для польского рынка. Изготовление электромобилей дороже машины с ДВС, и государство должно стимулировать такое производство», — отметил Папашев.
«Но Польша взяла курс на создание коммунального электротранспорта — коммунальные предприятия, которые покупают электроавтобусы, получают 60% дотаций от государства. А у нас законопроекты, которые сейчас касаются легковых электромобилей. Импортные электромобили освободили от уплаты пошлины», — отметил он.
Впрочем, если рост доли электрокаров на отечественном автомобильном рынке действительно можно ожидать, то инвестиции в производство электрокаров — вопрос разве что перспективы отдаленной.
«Если надеяться на приход инвестора и не стимулировать импорт электрокаров, то это только будет мешать положительным изменениям. Думаю, «УкрАвто» на самом деле не хочет видеть здесь иностранного инвестора. Процесс наполнения рынка электрокарами просто затянется», — говорит по этому поводу Александр Кравцов.
Читайте также: Нидерланды: только электромобили к 2035 и полный отказ газа к 2050 году