Страна всеобщего экологизма, или на какие «зеленые» рекорды замахнулся Стокгольм?

  • Рубрика записи:Статьи

ВИЭ - Страна всеобщего экологизма, или на какие «зеленые» рекорды замахнулся Стокгольм?

Вот уже 6 лет, как за Стокгольмом закрепилось звание «зеленой» столицы Европы. С момента получения в 2010 году этого почетного статуса по сей день он не только достойно держит марку, но и стремительно развивает новые направления, позволяющие внедрить экологичные подходы во всех аспектах городской жизни.

Так, с 2014 года шведская партия «Зеленых», объединившись с социал-демократами и левыми, и получила абсолютное большинство мест в парламенте страны и теперь «зеленые» инициативы официально поступают «сверху». Активно такую ​​политику поддерживают и жители. Согласно социологическому опросу, 92% стокгольмовцев с энтузиазмом воспринимают разнообразные экопроекты. Корреспондент Зеленого портала встретилась с вице-мэром Стокгольма Катариной Лур, которая рассказала, как проходило озеленение столицы и какие еще ​​экологические задумки есть в копилке шведского правительства.

На пути к абсолютно чистому мегаполису

Известно, что после того, как город назвали первой «зеленой» столицей Европы, это значительно повлияло на политическую жизнь страны. Большинство партий осознали, какие преимущества теперь есть в их руках, потому что иметь «зеленый» статус — не только престижно, но и экономически выгодно.

«Даже партии, которые до этого момента не особенно интересовались вопросами экологии, например консерваторы, получили неплохой импульс. И это позволило сделать экологические вопросы ключевыми, внести их во все сферы жизнедеятельности столицы: градостроительства, транспорта и прочие», — утверждает Катарина.

Все цели, которые ставит Стокгольм сегодня, вытекают из политических решений, но с точным расчетом затраченных ресурсов и пользы. По словам Катарины Лур, ни один житель столицы не согласится выплачивать высокие налоги, если не будет понимать, на какие дела пойдут его деньги и что в будущем он будет с этого иметь.

Несколько месяцев назад была принята новая экологическая программа Стокгольма, которая включает в себя следующие направления: климат, применение химикатов, зеленые зоны города, транспорт, переработка отходов и устойчивые источники энергетики.

Казалось бы, более «зелеными» стать уже невозможно, но вопросы дальнейшей экологизации являются очень важными для шведской столицы.

Правительство не планирует останавливаться на достигнутом и поставил перед городом глобальную цель — к 2040 году стать абсолютно чистым мегаполисом , в системе обогрева которого не будет использоваться ни уголь, ни газ, где полностью будут отсутствовать вредные выбросы и отходы.

Известно, что такая глобальная цель не может быть достигнута без небольших промежуточных этапов. Так, уже запланированы специальные компании: по «очистке» транспортной системы (до 2030 года), по сокращению выбросов углекислого газа с 3 тонн на человека до 2,3 тонны (до 2020 года) и налаживанию системы сбора пищевых отходов у 70% населения города для производства биогаза (до 2020 года).

Обогрев без климатических последствий

«Ключевое значение в достижении нашей основной цели имеет система обогрева. 80% жилых помещений — квартир и домов — сегодня обеспечиваются теплом из центральной системы. Процесс этот осуществляется через сжигание отходов на специальных станциях. Еще мы используем косточки маслин, в качестве биомассы», — отмечает Катарина.

Однако пока в Стокгольме функционирует тепловая электростанция, работающая на угле. Как раз она и является самым крупным загрязнителем и источником углекислого газа. Вскоре ее планируют закрывать. Вместо будет использоваться станция, работающая на отходах деревопереработки.

Читайте также:

С учетом того, что шведская столица постоянно разрастается, как и для других городов в будущем ей потребуются новые источники энергии. Поэтому уже сегодня многие жилые кварталы имеют так называемую систему открытого районного теплоснабжения, при которой все магазины, учреждения общественного питания сдают свои отходы, за счет которых происходит обогрев данного участка города.

Барьеры для автомобилистов и биогаз из пищевых отходов для транспорта

Транспорт является не менее важной составляющей на пути к чистому мегаполису. К сожалению, сегодня большинство автомобилей все же используют в качестве топлива бензин и дизель.

«Чтобы разгрузить город от легковых автомобилей, мы стараемся приблизить общественный транспорт к жителям: продлеваем линии метро и автобусные маршруты. Кроме этого, прилагаем все усилия для создания удобной велосипедной инфраструктуры и перемещения людей пешком. В то же время возводим барьеры для автомобилистов, вводя стоимость за въезд в город и выезд из него, тарифные участки вокруг столицы и очень дорогую систему парковок», — рассказывает Катарина Лур.

Таким образом, в правительстве надеются, что это позволит сократить использование личного автотранспорта, что не только положительно скажется на уровне выбросов, но и в целом на городском трафике. При этом власти не забывают, что общественный транспорт должен стать максимально удобным и привлекательным для людей. Именно поэтому большое внимание уделяется не только развитию транспортной системы и ее доступности, но и вопросу ее «озеленения». Неслучайно, что автобусы Стокгольма полностью переведены на этанол и биогаз. Со временем также увеличится пока небольшой парк электробусов. В свою очередь городское метро питается исключительно из «зеленых» источников энергетики, что дополнительно стимулирует эту отрасль.

«В поддержании системы большую роль играет биогаз, который производится из пищевых отходов в черте города. Сами же отходы планируется собирать у населения, что фактически уже делается, но пока этот процесс не носит обязательного характера», — замечает вице-мэр.

На сегодня осуществляется сбор пищевых отходов у 16% населения. К 2020 году в планах правительства увеличить эту цифру до 70%.

Сейчас в Стокгольме функционирует одна очистная станция по переработке пищевых отходов в биогаз. В будущем, при увеличении объемов сырья, должна появиться еще одна подобная станция.

При этом, чтобы стимулировать сортировку отходов на еще одну категорию — пищевую, она была исключена из тарифного плана по вывозу мусора для тех, кто уже согласился это делать. Расходы покрывают жители Стокгольма, которые не отбирают отдельно пищевые остатки от общего мусора.

Энергетически независимый король

Кроме этого, определенная ставка делается и на солнечную энергетику. Так, к 2019 году показатель ее использования должен увеличиться на 50% в сравнении с 2015.

«Не так давно я встречалась с королем. Во время ужина он высказал идею установить солнечные панели на дворцы, чтобы стать энергетически независимым и покрывать потребности в том же обогреве «своими» силами», — делится Катарина.

Такой же план имеет и Стокгольмское пароходство, желая подключиться к кампании по уменьшению использования электроэнергии. В скором времени они установят солнечные панели на принадлежащие им здания.

«BioChar-project» — уход за парками и дополнительный источник энергии

В качестве полезного и полноценного ресурса для получения энергии в Стокгольме рассматриваются и «отходы» от парков и зеленых зон: листва и ветки, которые можно сжигать для отопительной системы.

«» BioChar-project» пока совсем небольшой проект и проходит этап «обкатки». Однако в наших планах развивать его и, например, собирать сырье на частных участках, у людей», — объясняет вице-мэр Стокгольма.

Тем более что он не замыкается только на добыче энергии, так как полученный при сжигании уголь будет зарываться под деревья в парках, садах и на бульварах для удобрения, улучшения насыщения кислородом корневой системы и абсорбирования полезных веществ из почвы.

Однако, как бы хорошо все не звучало и какие бы усилия не прилагались в достижении глобальной цели, у Стокгольма еще остаются проблемы, которые пока не имеют решения. Как отметила Катарина, несмотря на то, что уже придуманы замкнутые ресурсные системы, они не знают, как быть с утилизацией пластика или теми же самолетами или кораблями, которые используют дизель и в целом имеют большой экослед.

Продолжение следует…