Прогноз Bloomberg: 20-е годы станут эрой электромобилей и приведут к очередному нефтяному кризису

  • Рубрика записи:Статьи

Электромобили разрушат нефтяную промышленность

Так бывает со всеми хорошими технологиями: наступает время, когда покупать продукты старого образца больше нет смысла. Вспомните о смартфонах последнего десятилетия, цветные телевизоры 1970-х годов, или даже бензиновые автомобили начала ХХ века. Прогнозировать такие точки сдвига трудно, но, когда они наступают, весь мир меняется.

Все идет к тому, что к 2020-е годы станут эпохой электромобиля

Цены на автомобильные батареи прошлого года упали на 35%, и их траектория снижения свидетельствует, что в течение следующих шести лет несубсидированные электрокары станут так же доступны, как и их бензиновые аналоги. Это будет началом массового рынка электромобилей, говорится в новом анализе рынка электрических транспортных средств Bloomberg New Energy Finance (BNEF).

К 2040 году электромобили с большим пробегом на одной зарядке будут стоить менее $ 22 тыс (в сегодняшних долларах). А 35% новых автомобилей во всем мире будут снабжены электрической вилкой.

Рост рынка электромобилей прогноз

Этого не воспроизводят в своих прогнозах нефтяные компании — не трудно догадаться, почему. Сейчас подключаемые автомобили составляют 0,1% мирового авторынка. Их редко можно встретить на дорогах большинства стран и, как и раньше, они стоят значительно дороже, чем аналогичные бензиновые машины. Так, ОПЕК считает, что к 2040 году электрические транспортные средства составят всего 1% автомобилей. В прошлом году главный исполнительный директор ConocoPhillips Райан Лэнс заявил, что электромобили не окажут существенного влияния еще 50 лет: вероятно, до конца его жизни.

Но вот что мы видим: в ближайшие несколько лет Tesla, Chevy и Nissan планируют начать продажи электромобилей с большим пробегом и с ценой около $ 30 тыс. Другие автопроизводители и высокотехнологичные компании вкладывают миллиарды долларов в десятки новых моделей. К 2020 году некоторые из них будут лучше и стоить дешевле, чем их бензиновые аналоги. Цель всех этих стартапов — повторить успех Tesla Model S, которая в США пока привлекательнее по цене по сравнению со своими конкурентами в «большом» классе люкс.

Итак, возникает вопрос: насколько эти автомобили снизят спрос на нефть? А также — когда этот фактор будет достаточно значительным, чтобы склонить чашу весов и вызвать очередной нефтяной кризис?

Точка кризиса в спросе на нефть

Во-первых, нам понадобится оценка того, насколько быстро будут расти продажи.

В прошлом году объем продаж электрокаров по всему миру вырос примерно на 60%. Это весьма показательный фактор, ведь примерно такими же являются прогнозы Tesla по ежегодному темпу роста продаж до 2020 года. И именно такой темп помог Ford Model T вытеснить лошадей в самом начале 20-го века. Для сравнения, рыночная кривая солнечных панелей сейчас демонстрирует рост около 50% в год, а продажи светодиодных лампочек растут примерно на 140% в год.

Для начала мы посчитали, какими будут последствия, если рост и дальше будет составлять 60% в год. Мы выяснили, что электромобили смогут снизить спрос на нефть на 2 млн баррелей в день уже к 2023 году. Именно такой профицит вызвал нефтяной кризис 2014 года.

Читайте также: В мире электрифицированных авто станет больше 2 млн единиц к концу 2016 года

Однако ежегодные темпы роста более 60% не могут длиться долго, следовательно, это слишком оптимистичный прогноз. BNEF сравнила реалии рынка электрокаров и динамику стоимости их компонентов, чтобы спрогнозировать, когда цены упадут достаточно, чтобы привлечь на этот рынок покупателя автомобиля средней стоимости. Если использовать модель BNEF, то мы пересечем «аварийную» отметку нефтяного рынка в 2 миллиона баррелей на несколько лет позже — примерно в 2028 году.

Прогнозы — это, конечно, вещь сложная. Лучшее, на что мы можем надеяться в этой ситуации, это на большую точность, чем в прогнозах нефтяной промышленности. «Если вы посмотрите на отчеты ОПЕК, отчеты Exxon, они прогнозируют объем продаж электрокаров 2%, — говорит аналитик BNEF Салим Морси, — Значит, откровенно не имеет значения, будет ли этот объем на 2040 год составлять 25%, или 50%. Главное, что это будет массовое внедрение электромобилей, которого сейчас не признают нефтяники».

Анализ BNEF фокусируется на общей стоимости владения электрокарами, в которую входят не только начальная цена, но и техническое обслуживание, расходы на топливо и, самое главное, стоимость аккумуляторных батарей.

Сегодня тяговые аккумуляторы составляют примерно треть от стоимости электромобиля. Итак, для широкого распространения этого вида транспорта необходимо присутствие, как минимум, одного из четырех пунктов:

  •    Правительства должны предлагать электромобилистам стимулы для снижения издержек.
  •    Производители должны согласиться на крайне низкую норму прибыли.
  •    Клиенты должны согласиться платить больше, чтобы ездить на электрическом авто.
  •    Цены на батареи должны снизиться.

Первые три тенденции есть и сейчас, но они не могут быть устойчивыми. К счастью, стоимость батарей движется в правильном направлении.

Снижение стоимости батарей для электромобилей

Существует также другая сторона электромобильного уравнения: как генерировать все это электричество? Согласно подсчетам BNEF, к 2040 году электромобили будут потреблять 1900 тераватт-часов электроэнергии. Это эквивалентно 10% электроэнергии, производимой человечеством в прошлом году.

Положительным моментом является то, что электроэнергия становится более «чистой». Начиная с 2013 года, мир добавляет больше генерирующих мощностей, использующих энергию ветра и солнца, чем тех, что сжигают уголь, природный газ и нефть. Электромобили позволят снизить расходы на аккумулирование тока и станут своеобразными емкостями для хранения энергии солнца и ветра, которая поступает не всегда предсказуемо. В стремлении построить «зеленую» электросеть электромобили и возобновляемая энергетика порождают взаимовыгодный круг спроса.

Как же быть с литием и другими компонентами, используемыми в производстве батарей? BNEF проанализировал эти области промышленности и выяснил, что там не должно возникнуть каких-либо затруднений. К 2030 году аккумуляторы электромобилей потребуют меньше 1% известных запасов лития, никеля, марганца и меди. Им понадобится около 4% мировых резервов кобальта. А после 2030 года, вероятно, возникнут новые технологии батарей, которые потребует других исходных материалов, сделают эти накопители дешевле, меньше и легче.

Правда, у нефтяников остается еще один контраргумент. Несмотря на ожидаемый обвал цен на электромобили, в мире пока недостаточно станций быстрой зарядки удобных для дальних поездок. Так, много новых водителей, которые, как ожидается, будут появляться в Китае и Индии, продолжат выбирать двигатели внутреннего сгорания. Рост спроса на нефть со стороны развивающихся стран, может свести на нет положительные тенденции от электрокаров, особенно если стоимость нефти опустится до $ 20 за баррель и заморозится около этой отметки.

Другое неизвестное в этом уравнении, на которое указывает BNEF — это рост количества беспилотных автомобилей и распространение сервисов каршеринга, а также таких служб как LYFT и Uber. Они выведут на дороги дополнительные машины, которые будут проезжать более 30 тыс. километров в год. Чем больший километраж они будут они проезжать, тем экономически оправданнее будут их батареи. Если эти новые услуги станут успешными, они могут увеличить долю рынка электрокаров до 50% новых автомобилей к 2040 году.

Одно можно сказать наверняка: в какой бы момент не случился нефтяной кризис, это станет новой отправной точкой в уверенном движении к «электрическому будущему». С каждым месяцем количество электромобилей на дорогах будет стремительно расти, а спрос на нефть — неудержимо падать.

По материалам: electrocars.com.ua, ain.ua