Опыт земли венедов: сможет ли Украина также перейти на ВИЭ

  • Рубрика записи:Статьи

земля ведедов ВИЭ

Посмотрите на эти фото. Красиво, правда? Могут ли так выглядеть села и городки в Украине? Я уверена, что да, и это не только возможно, но и будет воплощено в ближайшее время. И для таких изменений не нужно столетий. Хватит одного поколения.

Это — нетипичная Германия. Эти города и села имеют славянские названия и славянское происхождение. Когда-то сюда пришли наши предки венеды, основали свои поселения с собственной неповторимой структурой и жили, игнорируя существующих землевладельцев. Их поселения имели форму круга, в центре была общая площадь (которая, впрочем, так не называлась, или названия никакого не сберегла), за домами были огороды (по сути такие же, как у нас), а главу поселения звали Шульц. Отсюда пошел один из праславянских языков — полабский (здесь рядом река Эльба, на славянском — Лаба). Эти старинные круглые хутора называются Rundling и эти хутора сейчас стремятся получить статус памятника под охраной UNESCO.

Славяне толи давно ушли отсюда, толи растворились среди немцев, но Шульц до сих пор является самой распространенной фамилией в Германии, а дух свободы так и не покинул землю, которую назвали Wendland — земля Венедов.

Дух свободы настолько здесь живой, что в 1980 году здесь была провозглашена Свободная Республика Вендландия, которую разогнала полиция, но паспорта этого государства до сих пор раздают на различных протестах, а некоторые цели и задачи республики по сути выполнены и даже распространяются за пределами этой территории.

дом на берегу речки
Здесь и далее фото maidan.org.ua

Вендландия — это лесостепь, очень похожая на большую часть центральной и восточной Украины, с прекрасными сосновыми лесами и залежами соли. Вот, например, на севере Донецкой области природа отличается только тем, что здесь практически нет гор и холмов.

лес в вендляндии

И вот в прекрасном сосновом лесу в старой соляной шахте в 1970-го года правительство тогда еще ФРГ решило построить хранилище ядерных отходов. С местными жителями, конечно, никто не консультировался, и это — необязательно, потому что интересы национальной безопасности преобладают над индивидуальными или групповыми интересами (это правовой принцип действует практически везде, включая Украину).

Местные жители, преимущественно консервативные фермеры, которые имели свою землю в собственности на протяжении поколений, конечно были против. Против были экологи, которые вообще преимущественно против атомной энергетики. Против была разнообразная левая интеллектуальная тусовка, которая против принятия любых решений без учета мнения людей. И такие очень разнородные люди сформировали протестное движение, которое продолжается 35+ лет и достигло результатов, которые трудно недооценить.

Многолетние блокирование дорог, оккупационные забастовки, лоббистская и просветительская деятельность привели к следующему:

  • Грузы радиоактивных отходов, которые должны были привезти из Франции, так и не доехали пока в хранилище.
  • Германия декларировала полный отказ от атомной энергии с 2022 года.
  • В Вендландии 120% энергии производится из возобновляемых источников (это значит, что 20% энергии продается за ее пределы). Здесь есть все виды возобновляемой энергии, причем большая часть из установок, которые объединяют несколько источников — например, солнечные батареи различные типы и биогаза, или ветер и солнце. Этот регион является пионером во внедрении возобновляемой энергетики в Германии.
  • Регион является одним из самых чистых в Германии и возможно в Европе.
  • Регион стал раем для людей, которые ищут свободу и здоровую среду. Здесь очень много биоферм и есть велодорожки даже между хуторами.

Я обязательно напишу об истории этой борьбы, она самобытна, и по мнению ее руководителей, она далеко не закончена, но главный вывод для меня такой — именно из-за общего желания граждан жить безопасно и комфортно, и готовность бороться за это, их дома и города и выглядят именно так красиво и аккуратно. Здесь преимущественно низкие заборы, прозрачные для прохожих окна, символически закрытые сараи. Люди доверяют соседям, и радуются гостям. Уровень преступности — низкий.

Читайте также: В Германии научились перерабатывать выбросы коксовых заводов в продукты для пищевой промышленности

Интересно, что в случае Вендландии, речь не может идти о немецкой законопослушности, так как участники протестов на протяжении многих лет выступали против правительства, противостояли полиции, блокировали дороги, участвовали в действиях, которые совершенно очевидно нарушали или были на грани нарушения закона. Ветераны этой «освободительной борьбы» вспоминают прошедшие эпизоды с ностальгией и им, очевидно, нравилось это противостояние. Они были очень креативными в планировании протестных акций, документальные фильмы о протестах показывают события на грани цирка, рок-концерта и карнавала. Главная разница между украинскими практиками протестов и немецкими заключается в том, что здесь они очень длительны и включают в себя людей всех возрастов.

Очень много зданий и сооружений в Вендландии маркированы желтым крестом, который означает «день Х», то есть день мобилизации, который наступит, если известно, что груз с ядерными отходами все же едет в Горлебен (это праславянское название местности, где находится хранилище). Люди готовы к такому дню.

Будущее - Опыт земли венедов: сможет ли Украина также перейти на ВИЭ

Недалеко от входа в хранилище посреди леса стоит легендарный корабль Гринписа Белуга. А за ним расположены в хронологическом порядке плакаты с изложением истории борьбы. Борьба может продолжаться и дальше — леса еще хватит на много плакатов …

Корабль Гринпис

Я не сторонник запрета атомных станций в Украине. Но я считаю системные протестные движения против ядерной энергетики очень полезными везде, потому что они заставляют внедрять альтернативные источники энергии и заботиться об усилении безопасности атомной энергетики. А в долгосрочной перспективе — заставляют людей менять критерии оценки личной и общественной безопасности. Этим полезны любые радикальные экологи — они в результате меняют мир к лучшему, даже если мир этому и сопротивляется.

Читайте также: Солнечный Фрайбург: город сказка, город мечта…

У меня в университетском дипломе, выданном в 1989 году, написана специальность «материаловедение для гелиоэнергетики» (гелиоэнергетика = Солнечная энергетика). До недавнего времени развитие солнечной и любой альтернативной энергетики в Украине тормозилось сознательно на государственном и межгосударственном уровне. Аргументы против оформлялись, как правило, в стиле «этого не может быть, потому что этого нельзя достичь», или «мы слишком бедная страна, чтобы позволить себе вкладывать деньги в это». За это время Германия уже дошла до уровня 72% возобновляемой энергии в энергосистеме в некоторые периоды, и это при том, что Германия высокоиндустриальная страна, которая потребляет энергии гораздо больше, чем Украина.

Ветряная турбина в Германии

Украина не является бедной страной. У нас природных и человеческих ресурсов больше, чем в Германии. Это вопрос исключительно общественных приоритетов — куда вкладывать свои деньги и усилия. Мы можем жить не хуже, чем Вендландия. Вопрос — мы хотим этого? Готовы ли мы за это бороться? Готовы ли мы делать это долго?

Когда я делала эти фото, коллега спросила меня, не присматриваю ли я себе здесь домик (цены сопоставимы с Харьковом, кстати). Я сказала — нет, я готовлю материалы, чтобы показать это другим в Украине, чтобы у нас все здесь было так же комфортно, красиво и безопасно, как в земле наших предков Венедов.

Остальная Германия тоже не бедствует. Но в истории – это всегда долгая борьба за свои права, за свою землю, за безопасность и лучшую жизнь. Благосостояние не упало немцам с неба, а разрушение после второй мировой войны были отнюдь не меньше, чем у нас. Они смогли, сможем и мы.

Наталья Зубарь, председатель правления ОО Информационный центр «Майдан Мониторинг»

Источник: maidan.org.ua