ESA создает гибрид спутника и дрона на солнечных батареях

  • Рубрика записи:Космос

Дрон-дирижабль на солнечной энергии

Стратобус Thales Alenia Space покрыт солнечными панелями, приводящими в движение пропеллеры. Беспилотный летательный аппарат способен двигаться против ветра на высоте 20 километров и перевозить до 250 килограмм оборудования, работая долгое время в автономном режиме.

ESA рассматривает возможность расширения своей деятельности за счет еще одной области – полетов в воздушном пространстве. Разрабатываемый агентством новый тип воздушного судна будет, так называемым, «недостающим звеном» между дронами и спутниками.

Псевдоспутники больших высот (HAPS) представляют собой аппараты, способные находиться на высоте полета стандартного самолета. В то же время функционировать они будут как спутники. Единственное отличие заключается в том, что эти устройства разместятся не в космосе, а в пределах земной атмосферы, обеспечивая непрерывное покрытие определенной территории.  

Наиболее оптимальная для них высота составляет около 20 километров. Это выше уровня облаков и полетов реактивных самолетов и на 10 километров выше высот коммерческих авиалиний. Такая удаленность от земной поверхности и относительно слабые ветра позволяют долгое время стабильно удерживаться в воздушном пространстве.

С этой высоты беспилотные дирижабли могут охватывать горизонт в радиусе 500 километров, предлагая ряд возможностей для мониторинга, обеспечивая высокую пропускную способность коммуникаций и поддерживая существующую спутниковую навигационную систему.

Читайте также: Гибридный авиалайнер Zunum в 2 раза сократит стоимость и время перелетов

Атмосферный спутник на солнечных панелях

Несколько управлений в Европейском космическом агентстве (ESA) объединили свои усилия для исследования потенциала новых устройств.

«При обследовании Земли они (псевдо-спутники) могут обеспечить продолжительное наблюдение с высоким разрешением за нужными регионами. В то же время для навигации и телекоммуникаций такие аппараты помогут убрать белые пятна при навигационном покрытии территорий и обеспечить высокую пропускную способность информации с незначительной задержкой», — рассказывает специалист по перспективным разработкам Антонио Сиколелло.

Высотный беспилотник Thales Alenia Space способен нести на борту до 250 кг. груза. Электромоторы днем и заряженные энергией солнца батареи ночью обеспечивают движение против ветра. Это удерживает объект в определенной точке. Первый полет запланирован на 2021 год.

«Мы на протяжении последних 20 лет рассматриваем идею, которая сейчас, наконец, становится реальностью, — говорит Торстен Фер, специалист по наблюдению за земной поверхностью. — Речь идет о совершенствовании ключевых технологий: миниатюрном авиационном оборудовании, высокопроизводительных солнечных панелях, легких и компактных батареях и креплениях для них, уменьшении датчиков наблюдения Земли и высокопропускных каналах связи».

Европейские компании уже показали свои первые продукты. К примеру, Airbus разработал крылатый, приводимый в движение солнцем, Zephyr, который в 2010 году установил мировой рекорд в 14 дней непрерывного полета без дозаправок.

БПЛА Zephyr-T

Первая модель – Zephyr-S – предназначена для перемещения по воздуху нескольких десятков килограмм на протяжении примерно трех месяцев. Больший по размеру Zephyr-T находится в разработке.

ESA рассматривает подобную технику как эффективный способ дополнения работающих спутников. Предварительные испытательные полеты на больших высотах ускорят развитие космических технологий.

«Надо летать, — заметил Альваро Родригес из Спутникового центра Европейского союза. — Технологии есть, все ингредиенты на месте – пора по хорошему рецепту приготовить их».

Читайте также:

Источник: phys.org