ЭкоТехника в Facebook ЭкоТехника в Google+ ЭкоТехника в ВКонтакте ЭкоТехника в Одноклассниках ЭкоТехника в Twitter



Время строить электромобили в Украине

Электромобили - безусловный тренд тысячелетия. Мы с завистью смотрим на зарубежные компании вроде Tesla, которые строят будущее уже сегодня. При этом, в Украине есть все условия для того, чтобы развернуть собственное производство конкурентных электрокаров, но почему-то еще никто не решился этого сделать. СЕО известного украинского hardware-стартапа Petcube Ярослав Ажнюк выбрал бы именно эту нишу для следующего проекта. В своей колонке для AIN.UA он рассказал, почему, по его мнению, это реальный выбор на сегодня.

Есть идея, которая меня давно не отпускает. Не то, что бы я хотел этим заниматься - мне сейчас хватает работы, а на ближайшее будущее есть идеи в нескольких других сферах, но я точно хочу, чтобы кто-то этим занялся.

В Украине нужно строить электромобили и инфраструктуру вокруг них. У нас есть профессионалы, у нас есть база "АвтоЗАЗа", есть несколько трамвайно-троллейбусных заводов, есть много специалистов на местах и ​​профессуры в университетах.

Вместе с открытыми патентами Tesla Motors, глобальным трендом на электротранспорт и беспрецедентным соотношением уровня оплаты труда к уровню образованности населения в Украине - это готовый рецепт для успеха. И когда я говорю о электротранспорте - это и легковые автомобили, и грузовики, и другие виды транспорта, как скутеры (например, Gogoro) или скейты (BoostedBoards), или самолеты, или дроны.

схема электромобиля тесла

Я пишу о тренде на электротранспорт как свершившемся факте, потому что для тех, кто следит за технологиями, в этом нет ни малейшего сомнения. Месяц назад Tesla Motors представили Model 3, которая будет ехать более 300 километров на одном заряде и будет стоить от $ 27 500 в Америке. За неделю количество предварительных заказов перевалило за 400 000 машин и это при том, что ждать их придется не менее 18 месяцев. Для того, чтобы удовлетворить спрос, Tesla строит "Гигафабрику", которая будет производить больше батарей в месяц, чем сейчас производится всеми другими фабриками в мире.

Развитие и инновации происходят на всех уровнях - от создания тяговых батарей и систем навигации, до интернет-магазинов, которые продают машины. Крупнейшие автомобильные компании США, Европы и Китая инвестируют огромные средства и спешно создают лаборатории из лучших специалистов, чтобы не проиграть конкуренцию. Но кого действительно боятся, так это не других автопроизводителей, а технологических компаний интернет-эпохи, таких как Tesla, Google и Apple.

Faraday Future показала свой революционный электрокар FFZERO1
Электрический коцепт-кар FFZERO1 компании Faraday Future

Запустить глобальный бренд, который делает электрические автомобили - это непростая задача, которая под силу только действительно сильной команде. Вместе с тем, у такого проекта хорошие перспективы по привлечению капитала и сильных менеджеров, инженеров, дизайнеров, специалистов всех уровней. Такой проект также вдохновил бы большое количество украинцев на свершения в разных сферах, от предпринимательства до культуры.

У каждого бизнеса есть шанс потерпеть неудачу, но в этом случае результат никогда не был бы нулевым - и наработки, и специалисты, задействованные в подобном бизнесе, будут востребованы на глобальном рынке еще лет 10-15. Если же все удастся - возможно, уже через 15-20 лет украинские электромобили станут таким же узнаваемым явлением, как скандинавский дизайн или итальянские скутеры.

Скутер Gogoro рядом со станцией замены батарей
Скутер Gogoro рядом со станцией замены батарей

С другой стороны, задача не такая сложная, как может показаться. Просто нужно делать все по книге, строить продукт, нацеленный на глобальный рынок, с мировыми принципами организации, технологиями, позиционированием и медийной стратегией, с привлечением капитала от стратегических инвесторов, вместе с которыми приходит и дополнительная экспертиза. Конечно, возглавлять это должна команда с опытом, такой проект - не лучшая идея для первого бизнеса.

Но совсем не обязательно начинать с автомобилей. Можно строить бизнес, который дополняет инфраструктуру электротранспорта - заниматься улучшением батарейных технологий, создавать ходовую, которую затем могут использовать различные автопроизводители, как это делает OSvehicle или решать задачи автоматизации транспорта. Например, американская компания Cruise Automation разрабатывает систему, которая превращает каждый автомобиль в самоуправляемый. Недавно их купил крупный автопроизводитель General Motors более чем за $ 1 млрд. Хорошая сумма за команду из нескольких десятков работников, которые разрабатывали технологию всего 2-3 года.

как создать востребованный продукт

Украина - одна из нескольких стран в мире, которые имеют полный цикл производства самолетов. Так происходит с каждой большой технологической волной, некоторые страны успевают ее подхватить и научиться, а другие отстают настолько, что дальше нет смысла строить свое. Например, мы пропустили технологический цикл производства микропроцессоров - у нас нет своего "Интела". Жаль, ведь многие мировые достижения в области компьютеризации были изобретены в Украине, с участием академика Глушкова. Очень не хочется, чтобы мы пропустили технологический цикл перехода на электротранспорт.

АН-225

Переход на электрический транспорт, не использующий нефтепродуктов, который значительно меньше загрязняет окружающую среду, является более энергоэффективным и безопасным за счет управляемости компьютерами, а не людьми - это лишь вопрос времени. Сейчас еще не поздно начать этим заниматься, но окно возможностей сужается. Если кто-то сможет оседлать технологический тренд и сформулировать видение бизнеса, которое будет звучать привлекательно для людей – ему будет помогать весь мир, двери будет открываться, а помощь будет появляться там, где ее не ждешь.

Сопоставив интеллектуально-креативный потенциал, техническую базу и невысокую, по мировым меркам, стоимость образованного труда - возможно сегодня Украина - это лучшее место в мире для создания компаний, которые занимаются электрическим транспортом.

Автор: Ярослав Ажнюк, CEO Petcube

Читайте также: Об украинском конструкторе электромобиля «Electra-2» сняли фильм


Понравилась статья? Поделитесь ею и будет вам счастье!

Смотрите еще интересные материалы:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Опубликовать новость

Авторизоваться