Украинская энергетика и стандарты Евросоюза: получится ли?

  • Рубрика записи:Статьи

Ладыжинская ТЭС

С подписанием в сентябре прошлого года политической части Соглашения об ассоциации с ЕС и со вступлением в 2011 году в Энергетическое сообщество (ЭС) Украина взяла курс на системное реформирование и внедрение европейских стандартов, в том числе и экологических. Присоединение к ЕС обязало нашу страну к гармонизации нормативно-правовой базы со стандартами ЕС и имплементации Второго и Третьего энергетических пакетов в соответствии с утвержденным графиком и в определенные сроки.

Главная особенность Третьего энергетического пакета заключается в фактическом запрете компаниям одновременно производить, продавать, и транспортировать газ и электроэнергию конечному потребителю с целью повышения конкуренции, выхода на рынок новых игроков и снижения цен на энергоносители. В рамках Соглашения Украина также должна выполнить требования Директивы Европарламента и Совета ЕС 2001/80 / ЕС «Об ограничении выбросов некоторых загрязняющих веществ в атмосферу от крупных установок сжигания» и директивы 2010/75 / ЕС «О промышленных выбросов».

Мы все хотим, чтобы в наших домах было светло и тепло, а также хотим дышать чистым воздухом, пить чистую воду и выращивать хлеб на чистой земле. Энергетика и топливно-энергетический комплекс не могут не изменять природную среду и активно вмешиваются в окружающую среду. Около 80% всех вредных выбросов в биосферу вызывает именно энергетическая промышленность: добыча, переработка, использование топлива, в частности, сжигание органического топлива в энергетических установках сопровождается огромными выбросами в окружающую среду вредных веществ и побочного тепла. В странах ЕС для новых сжигания установок требования вступают в силу с 1 января 2016 года. Перед Украиной же стоит задача уменьшить выбросы вредных веществ от теплоэнергетических установок и в сжатые сроки достичь европейских уровней предельно допустимых выбросов. Это требует их переоснащения и модернизации с использованием высокоэффективных систем очистки дымовых газов (стоимость такой системы составляет около 25% от стоимости основного теплоэнергетического оборудования). Выполнение всех этих требований является одним из условий вступления Украины в ЕС, а невыполнение приведет к фактической потери европейского рынка.

Украина уже разработала Национальный план сокращения выбросов от крупных сжигающих установок в части «Энергетика», но на пути имплементации этого документа появилось довольно много различных препятствий.

При сгорании топлива в тепловых двигателях выделяются вредные вещества: оксиды серы, углерода, кислородных соединений азота, свинца, значительное количество теплоты. «Угольные-ТЭС» выбрасывают в атмосферу различные радиоактивные элементы: радий, торий, полоний и др. А использование паровых турбин, в которых охлаждается отработанный пар, требует больших водных площадей. Также под размещение крупнотоннажных отходов задействованы значительные площади сельхозугодий, а зола и шлак загрязняют прилегающие к золоотвалам территории при аварийном гидроразмыве ограждающих дамб.

Подавляющее большинство теплоэлектростанций Украины введены в эксплуатацию с 1960 по 1980 поэтому неудивительно, что никто не учитывал концентрацию вредных веществ в сбросных дымовых газах. В советское время — это почему-то было некому нужно … А поскольку большинство ТЭС находятся в эксплуатации 40 — 50 лет — они уже отработали по два нормативных парковых ресурса (более 200 тыс. часов) и являются предельно изношенными. К тому же, станции укомплектованы энергоблоками с очень тесной застройкой, и на территории просто не хватает площади для строительства серо- и азотоочисних установок. Именно эти препятствия существенно затрудняют выполнение и реализацию норм директив ЕС.

Выбросы загрязняющих веществ в Украине

Читайте также: Мусорный полигон как источник получения биогаза из бытовых отходов: реалии и перспективы

Сейчас дымовые газы на ТЭС очищаются с помощью электрофильтров, или аппаратов мокрого типа, но только от золы. О серо- и азотоочистки установки в советское время даже разговора не велось. Существовала уверенность, что обеспечение необходимых санитарно-гигиенические норм достигается путем рассеивания вредных веществ через высотные дымовые трубы. Именно поэтому все наши ТЭС имеют такие огромные трубы до сих пор «очищают» дымовые газы только от золы с помощью электрофильтров и золоуловителей мокрого типа, и ни о какой очистке от окислов серы и оксидов азота даже не вспоминали. Украинские станции оборудованы только системами очистки от пыли, от выбросов оксида углерода. И это главная проблема ВСЕХ теплоэлектростанций Украины, как государственных, так и частных!

Кроме того, еще одним фактором, влияющим на выполнение директив ЕС, является общая несбалансированность объединенной энергетической системы Украины (ОЭС). 55% электроэнергии в Украине производится АЭС, работающих в базовом режиме, а, следовательно, суточные, выходные и сезонные графики нагрузки на ОЭС регулируются именно с помощью ТЭС (остановка / запуск котлов). Из-за этого большинство котлов используется менее 3000 ч-год. Именно эти непроектные, низкоэкономические маневрово-пиковые режимы с большим количеством пусков и остановок способствуют дополнительному износу оборудования, перерасход топлива (сравнивая с современными технологиями до 38,7%) и увеличению вредных выбросов.

Под требования Директивы 2001/80 / ЕС подпадает 157 крупных установок сжигания Украины: 105 энергоблоков ТЭС, 39 ТЭЦ, 13 котельных. Из 105 энергоблоков ТЭС Украины — 72 (68,6%) включены в Национальный план сокращения выбросов от крупных сжигающих установок, 33 (31,4%) — ограниченные числом часов работы — из них 7 энергоблоков — 20 тыс. Часов и 26 энергоблоков — 40 тыс. часов. Из 39 ТЭЦ Украины — 10 ТЭЦ (25,6%) включены в Нацплан, 29 (74,4%) — ограничены числом часов работы — из них 8 ТЭЦ — 20 тыс. часов и 21 ТЭЦ — 40 тыс. часов, а также в Нацплан включены все 13 котельных.

Для того, чтобы в полном объеме выполнить требования Директивы 2010/75 / ЕС по снижению выбросов, необходимо – 23,595 млрд евро. В этой сумме учтены: строительство новых энергоблоков — 27 новых блоков ТЭС и ТЭЦ (16,380 и 4,600 млрд евро соответственно); ограниченное количество часов работы энергоблоков с последующим выводом их из эксплуатации — 68 установок; оборудование уже имеющихся блоков газоочистными сооружениями — 79 установок.

Положительные сдвиги на примере Ладыжинской ТЭС

Обсудить имеющиеся проблемы украинских теплоэлектростанций и пути и методы их решения предложили представители Минприроды совместно с отраслевыми энергетическими специалистами и представителями СМИ во время пресс-тура на Ладыжинской ТЭС ПАО «ДТЭК Западэнерго».

Котлоагрегаты шести энергоблоков Ладыжинской ТЭС работают на угле газовой группы. В зависимости от графика нагрузок, количества рабочих блоков (от 2 до 6) и качества угля в сутки станция сжигает от 5 — 17 тыс. тонн угля. В результате в атмосферу выбрасывается более 100 тыс. тонн в год различных загрязняющих веществ. Основными элементами пылегазоочистительного оборудования являются электрофильтры, половина из которых не модернизировалась с 1972 г. из-за высокой стоимости (электрофильтр стоит более 140 млн грн.). Основное оборудование также имеет большую степень износа и нуждается в реконструкции (энергоблок стоит более 1 млрд грн). Сейчас, несмотря на энергетический кризис, на станции используют уголь ухудшенного качества с зольностью 36,4%, поэтому расчетный годовой выход золошлаков составляет 1700 тыс. Тонн (зола — 1070 тыс. Тонн, шлак — 630 тыс. Тонн). Золошлак относится к отходам четвертого класса опасности. По данным Государственной экологической инспекции в Винницкой обл., исследование земель вблизи промышленных объектов энергетики в г. Ладыжин на содержание тяжелых металлов в почвах показали, что их загрязнения превышает ПДК в 2-4 раза. Все эти проблемы можно решить или путем капитальной реконструкции с заменой оборудования, или построить новую ТЭС с современными технологиями.

Досадно, но Ладыжинская ТЭС до сих пор входит в перечень предприятий Украины, которые больше всего загрязняют воздух. Согласно данным Государственной экологической инспекции в Винницкой обл. — Более 70% от общего объема выбросов стационарных источников в атмосферный воздух Винницкой обл. составляют выбросы именно этой ТЭС. В соответствии с требованиями «технологических нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ теплосиловыми установками, номинальная тепловая мощность которых превышает 50 МВт» до 31.12.2015 г. станция должна была уменьшить выбросы загрязняющих веществ, но Приказом Минприроды №337 срок внедрения соответствующих мероприятий продлен до 31.12.2017 г.

Но есть и положительные сдвиги. В декабре 2015 условный таймер станции насчитает — 16425 дней (45 лет), или почти 400 тыс. часов непрерывной и тяжелой работы энергетиков Ладыжина. На ТЭС уже провели реконструкцию, что позволяет станции работать как на энергетическом угле, так и на природном газе, и на мазуте. Однако, вследствие энергетического кризиса, газ уже почти год не используют. Кроме того, с 2012 года специалисты станции активно сотрудничают с американскими специалистами в направлении уменьшения выбросов в атмосферу окислов азота, и уже были выполнены соответствующие ремонты энергоблоков. В июле 2015 завершились ремонтные работы на энергоблоке №1 (заменен уклон верхней радиационной части, выполнен капитальный ремонт ДС-1А с заменой рабочих колес, проведена реконструкция возбуждения генератора, стоимость работ – 12,740 млн. грн.). В августе 2015 после ремонта был введен в эксплуатацию энергоблок №4 (заменены два поля на электрофильтре, это обеспечило повышение надежности работы оборудования блока и уменьшило выбросы твердых веществ в атмосферу, повысили нагрузочную способность до 273 МВт). Сейчас же происходит текущий ремонт энергоблока №6.

Специалисты-энергетики определили, что наиболее эффективным вариантом очистки дымовых газов от оксидов серы для котлоагрегатов Ладыжинской ТЭС является реконструкция электрофильтров с установлением сероочистной установки и внедрением схемы трехступенчатого сжигания угля. Стоимость 1 кВт при такой модернизации энергоблока составляет 350 $, тогда как строительство нового блока обойдется 2300 $ инвестиций на 1 кВт. Такая реконструкция позволит продлить срок эксплуатации блока на 15 лет, повысит КПД и снизит удельные расходы топлива, а также обеспечит маневренность блока в пределах 50-100% и позволит достичь соответствия по нормам ЕС по выбросу пыли в дымовых газах.

В 2014-2015 годах станция успешно прошла сертификацию по безопасности труда на соответствие международному стандарту OHSAS 18001 и внедрила систему управления окружающей средой, которая соответствует мировому стандарту ISO 14001: 2004 в области «Производство электрической и тепловой энергии».

С 2012 по 2015 гг. В природоохранную деятельность было инвестировано 73 млн грн. (2012 г. – 11,7 млн., 2013 — 16,8, 2014 — 33,4, 2015 — 11,1). Перечислено экологического налога в бюджеты всех уровней – 296,7 млн. грн. Стратегическая программа развития станции предусматривала до 2020 года провести реконструкцию и модернизацию трех энергоблоков и открытого распределительного устройства. Но весь этот позитив сводится на нет геополитической ситуацией в стране, критической безответственностью и откровенной некомпетентностью некоторых «энергетических руководителей» ответственных за принятие решений.

Читайте также: Как спрятать CO2 под землю: геотермальная энергетика и проект CarbFix

Ладыжинская ТЭС загрязняет окружающую среду, так как применяет морально устаревшее и физически изношенное технологическое оборудование. Наиболее опасными для человека считаются отходы сгорания топлива, которые необходимо утилизировать и перерабатывать. Склады золошлковых отходов Ладыжинской ТЭС уже заполнены на 92%. Но их можно использовать в строительстве и промышленности, например, в качестве основы дорожного покрытия — такое применение очень хорошо зарекомендовало себя при строительстве дорог в Германии. Компания ДТЭК тоже имеет проект на использование золошлаков для ремонта дорог, но эта инициатива до сих пор не реализуется.

Рассказывая по насущные проблемы станции, директор Ладыжинской ТЭС Александр Бобрик отметил: «Сейчас Ладыжинская ТЭС производит электроэнергию себе в убыток, который к началу 2015 года составил 578 млн грн. Тариф, установленный НКРЕКУ, уже более полугода ниже реальной себестоимости производства электроэнергии, он не покрывает стоимости производства даже на 80%. Поэтому средств на ремонты или модернизацию просто — нет! Но даже при таком необоснованно низком тарифе долг ГП «Энергорынок» перед Ладыжинской ТЭС на 1.07.2015 составил 660,4 тыс. грн. И такая ситуация сейчас во всей теплогенерирующей отрасли!

Наша ТЭС работает на пределе возможностей. Зимний период 2014-2015 мы прошли чудом и только благодаря теплой погоде и профессионализму работников. Грядущую зиму, надеюсь, также переживем без трагических последствий, но следующую — вряд ли: 3 года — критический срок работы для предприятия в таких условиях. Нынешний тариф не позволяет нам ни проводить ремонт, ни накапливать уголь, а тем более проводить модернизацию. Фактически происходит планомерное уничтожение тепловой генерации. Если мы и дальше будем работать в таких условиях, станцию ​​ждет коллапс, мы выпадем «в ноль», а что это такое — наша ТЭС хорошо знает». (7 ноября 2013, 1 и 3 энергоблоки Ладыжинской ТЭС, находившихся в работе, автоматически отключились после короткого замыкания на открытом распределительном устройстве. Тогда почти на сутки без электроэнергии осталась часть Винницкой, а в самом Ладыжине кроме света не стало воды и отопления. — Авт.).

Достаточно эмоционально прокомментировал мой вопрос: «Как вам живется в новых условиях тотальной экономии «по-министерски»?», заместитель главного инженера Челябинской ТЭС Василий Новицкий. Он отметил, что работать в маневренном режиме — это сложная задача как для оборудования, так и для людей. Тем более, когда в ГЭС есть проблемы с водой, и только ТЭС могут помочь в системе регулирования суточных графиков нагрузки энергосистемы, но постоянный маневровый режим быстро выводит оборудования из строя: «В 2014 наша ТЭС активно регулировала режим работы энергосистемы Украины и несла дополнительное нагрузки в часы пик. То, что мы прошли ту зиму — просто чудо! Станция работала 4-5 блоками, с обязательной остановкой на ночь одного или двух блоков для регулирования мощности. Это крайне трудно как для устаревшего оборудования, так и для людей. Блоки практически все время находились в работе! А текущие ремонты выполнялись во времена ночного минимума. Рабочие станции несли огромную нагрузку. В 2015 году аварийность энергоблоков отечественных ТЭС выросла на 60% (по сравнению с 2014), Главная причина — невозможность проведения своевременных ремонтов на блоках. В связи с перепадами мощности в энергосистеме Украины и из-за нестабильной поставки угля повысилась частота маневрирования газовых блоков станции. Мы поднимали резервные блоки для покрытия пикового потребления в утренние и вечерние часы и останавливали их на ночь (запуск блока происходит в течение 6:00). Конечно, мы перерасходовали и газ, и мазут для запуска энергоблоков. Только в январе 2015 году мы осуществили 43 пуска, это в 7 раз больше, чем в предыдущем отопительном сезоне! Сейчас мы работаем на грани аварийных остановок, как и большинство отечественных ТЭС. В 2014 году наша ТЭС маневрировала блоками мощностью 300 МВт — такого еще не было в истории отечественной тепловой энергетики !!!»

Экологические проблемы тепловой генерации Украины являются общегосударственными и требуют комплексного подхода в их решении. Государство в лице президента Украины как гаранта соблюдения Конституции, Верховной Рады, Кабинета Министров, Минэнерго и НКРЕКП должна сделать все необходимое для обеспечения реальных реформ и гармонизации нормативно-правовой базы со стандартами ЕС. Да, эти реформы в Европе внедрялись в течение десятилетий и с колоссальными капиталовложениями. Но если мы действительно что-то делаем в этом направлении, но не укладываемся в указанные сроки, наверное, возможно согласовать с соответствующими структурами ЕС необходимость отсрочки? И украинская энергетика должна двигаться уже апробированным путем, иначе нас «выгонят» из членов ЕС и наша дальнейшая имплементация в ЕС завершится.

Кроме того, вряд ли рядовые украинцы будут против, если и воздух, и вода, и почвы Украины станут чище. Людям необходимо научиться реально оценивать жизненные блага и понять, что все имеет свою цену, и за годы «дешевой безответственности» придется заплатить …

Автор статьи Наталия Дегтяренко

Источник: eircenter.com