Пан или пропал. Судьба реформы энергоэффективности в Украине

  • Рубрика записи:Статьи

Панельный дом в Венгрии после комплексной термической модернизации

Календарный год скоро заканчивается, а с ним – и возможность осуществить ряд важных реформ. Чтобы в 2017 году очередной отопительный сезон Украина встретила с утепленными зданиями и результативной политикой стимулирования мероприятий по энергосбережению, действовать нужно уже сейчас.

По официальным данным, общий потенциал сокращения потребления газа в Украине благодаря внедрению энергоэффективных мероприятий в зданиях и в системе теплоснабжения составляет 11,4 млрд куб м или 70% импорта газа в 2015 году.

Из-за низкой эффективности отопления домов ежегодно в трубу вылетает около 3 млрд долл. Запущенное состояние жилого фонда и вопиющая расточительность – одна из причин энергетической зависимости страны.

Более того, расточительность порождает энергетическую бедность населения и огромные расходы государства на субсидирование коммунальных услуг. В 2016 году расходы на энергетические субсидии оцениваются 41 млрд грн, а проект бюджета на 2017 год предусматривает 51 млрд грн. Есть ли путь для спасения экономики государства?

Государственная поддержка энергоэффективности

Европейские соседи Украины имеют в этой сфере большой опыт, который стоит перенимать. Государственные программы в секторе энергоэффективности действуют в большинстве стран Восточной Европы, в частности в Молдове, Румынии, Польше, Болгарии, Чехии, Словакии, Латвии, Эстонии, Хорватии, Словении. В некоторых из них – более десяти лет.

Создание Фонда энергоэффективности для решения проблем потребления энергетических ресурсов, прежде всего газа населением, является общепринятой практикой для стран Центральной и Восточной Европы.

Благодаря термической модернизации только жилых домов можно сэкономить 9 млрд куб м газа. Для этого нужно, чтобы реконструкция зданий воплощалась комплексно, по проектам и с привлечением квалифицированных специалистов.

Для ощутимого улучшения энергоэффективности зданий и уменьшения потребления ресурсов нужна именно комплексная модернизация: одновременное утепление стен, крыши, фундамента, замена окон и старых систем отопления, установка терморегуляторов и индивидуального учета.

Для многоэтажки это означает, что на реконструкцию здания должны согласиться все жители. Это связано с немалыми затратами: речь идет о сотнях тысяч или даже миллионах гривен. В странах Восточной и Центральной Европы эти расходы частично покрывает государство. Пример Луцка, который является одним из городов-пионеров в области термической модернизации, доказывает необходимость и целесообразность государственной поддержки.

В Луцке в ряде ОСМД благодаря комплексному утеплению удалось сократить расходы на отопление почти вдвое. Чтобы такие комплексные проекты стали массовыми, в Украине нужно многое изменить.

В конце концов, речь идет о создании нового сектора экономики. Это производство материалов и оборудования, новые стандарты ремонта и строительства, сфера услуг по энергетическому аудиту и энергетического менеджмента.

Дополнительной отраслью может стать индустрия возобновляемых источников энергии – солнечных коллекторов и тепловых насосов, способных обеспечивать большинство энергетических потребностей в комплексно утепленных домах. Для поддержки развития сектора нужны стимулы. Одним из них может стать Фонд энергоэффективности.

Необходимые реформы

Правительство это понимает, но для последовательной политики в секторе есть препятствия. В частности, парламент до сих пор не принял законы «О жилищно-коммунальных услугах», «Об энергетической эффективности зданий», «О коммерческом учете коммунальных услуг».

Законодательная реформа настоятельно необходима, поскольку она должна создать ключевые инструменты на всех этапах: от начального энергетического аудита в энергетической сертификации модернизированных зданий и внедрения индивидуального учета.

В октябре Минрегионстрой представил проект закона «О Фонде энергоэффективности», который разрабатывался с привлечением широкого круга экспертов и международной технической помощи. Этот документ определяет структуру и функции фонда и логично сочетается с другими законопроектами в сфере энергоэффективности.

Итак, пакет законов, необходимый для осуществления реформы энергоэффективности, сформирован. Важно, чтобы Верховная Рада не медлила с его принятием.

Реформирование сектора энергоэффективности

Комплекс законодательства, необходимый для реформы энергоэффективности

Деньги — людям

Другой актуальный вопрос реформы — монетизация субсидий. При условии качественного внедрения система монетизированных субсидий будет побуждать семьи экономить энергетические ресурсы, поощрять их внедрять мероприятия по энергосбережению и участвовать в соответствующих государственных программах.

Пока ситуация противоположная: субсидии демотивируют население, а государство напрасно тратит миллиарды гривен. Во время предыдущего отопительного сезона субсидии на газ и отопление выдавали чуть ли не всем, кто присылал заявки, а расчет происходил по завышенным нормативам.

Фактическое потребление было значительно меньше, поэтому переплаты составляли 30-40% объема начисленных субсидий. Продолжение такой политики, как это предусматривает проект бюджета-2017, ставит крест на развитии сектора энергоэффективности.

Ярким примером в этом контексте является ситуация с субсидиями на газ для населения. По данным «Нафтогаза», в прошлом отопительном сезоне получатели субсидий использовали вдвое больше газа, чем те, кто их не получали.

Общество - Пан или пропал. Судьба реформы энергоэффективности в Украине

Вместе с монетизацией необходимо постепенное уменьшение нормативов и введение стопроцентного учета. Это повысит эффективность работы механизма субсидий и уменьшит их объем, оставит людей с невысокими доходами защищенными и позволит широким слоям населения инвестировать в энергосбережение.

Читайте также:

Фонд без средств?

Руководство Минрегионстроя предусматривает, что фонд будет финансироваться за счет взносов международных доноров (свои обязательства подтвердили правительство Германии и ЕС) и госбюджета. Однако привлечение международных взносов требует жестких стандартов корпоративного управления, чтобы исключить злоупотребления.

Эксперты осторожно оценивают перспективы международной помощи и подчеркивают необходимость выделения достаточных ресурсов со стороны государства. Эксперт международной инициативы «Соглашение мэров» Святослав Павлюк комментирует ситуацию так.

«Чтобы получить существенные системные положительные сдвиги в сфере энергоэффективности, необходимо создать политику в этой сфере и институты, которые смогут ее выполнять. При этом следует иметь сценарий действий в худших вариантах, включая отсутствие поддержки Запада, только с внутренним финансированием.

Такой сценарий должен базироваться на формировании стимулов и механизмов, которые запустят максимально самоокупающиеся программы по поддержке энергоэффективности и обеспечат постоянно растущую бюджетную поддержку государственных программ».

По оценкам экспертов для доведения жилого фонда до уровня домов с низким потреблением энергии объем стимулирующих механизмов должен достигать 30 млрд грн ежегодно в течение десяти лет. Учитывая объемы субсидий и расходов на импорт газа, такие инвестиции в энергоэффективность более чем оправданы.

Между тем в проекте государственного бюджета на 2017 год на субсидирование запланировано 50,686 млрд грн, а на энергосбережение — только 0,8 млрд грн: 400 млн грн на создание и кадровое обеспечение Фонда энергоэффективности и 400 млн грн на продолжение государственной программы «Теплые кредиты».

Средств на финансирование операционной деятельности фонда бюджет не предусматривает.

При таких условиях наивно надеяться, что международные доноры будут дальше оказывать финансовую поддержку. Если государство не заботится об этом, то почему должны заботиться доноры? Чтобы и в дальнейшем иметь международную поддержку, необходимо сделать энергоэффективность приоритетом, а для этого нужны реальные законодательные изменения.

Ожидаемые продукты фонда

По данным Минрегионстроя, фонд будет работать с владельцами домов: ОСМД — для многоквартирных домов и физическими лицами — для частных. По замыслу разработчиков концепции и законопроекта «О Фонде энергоэффективности» продуктами фонда станут гранты, льготные кредиты и профессиональная техническая поддержка.

Мероприятия, которые будет предлагать фонд, будут сгруппированы в четыре пакета: по два для частного жилья и многоквартирных домов. Также будут предоставляться финансовые и технические консультации.

Пакеты №1 и №2 будут относительно простыми с точки зрения набора и сложности мероприятий по энергоэффективности, времени на развертывание, стоимости — 7-10 тыс грн на семью — и смогут обеспечить экономию энергии на уровне 15%.

Пакеты №3 и №4 предусматривают более сложные проекты. Они могут давать экономию на уровне 50%, но они дороже — 84-100 тыс грн на одну семью.

Ожидается, что финансовые продукты фонда будут распространяться через три государственных банка и сеть центров предоставления административных услуг — ЦНАП.

Люди готовы

Опыт последних двух лет показывает, что Украинцы уже готовы это делать. Несмотря на ограниченное финансирование и непоследовательное внедрение, правительственная программа «Теплые кредиты» уже дала положительные результаты. Тысячи украинцев получили целевую финансовую помощь на энергосберегающие материалы и оборудование.

Общественность требует продолжения этой программы в 2017 году и собирает подписи для направления соответствующей петиции в Кабмин.

По прогнозам экспертов РПР фонд начнет работать не ранее второго полугодия 2017 года. Поэтому есть риск существенного временного разрыва между прекращением действия программы «Теплые кредиты», которая получила вдвое урезанное финансирование по сравнению с 2016 годом, когда ее хватило на несколько месяцев, и запуском фонда как ее единственной альтернативы.

По мнению экспертов Фонд энергоэффективности, «Теплые кредиты» и другие механизмы финансовой поддержки населения должны действовать параллельно, обеспечивая возможность выбора и развитие конкуренции между банками.

Если в 2017 году финансирование этой программы прекратится, а системная работа Фонда энергоэффективности НЕ БУДЕТ вовремя налажена, то правительство рискует окончательно потерять доверие населения и международный имидж из-за очевидного провала политики стимулирования энергоэффективности.

Алгоритм взаимодействия с Фондом энергоэффективности

Читайте также: Утепление многоэтажки. Простые советы. Ответы на вопросы

Вопрос возможностей

Если законодательные барьеры будут пройдены в 2017 году и Фонд энергоэффективности будет создан в предусмотренные Минрегионстроем сроки, апрель 2017 года, это позволит вывести политику энергосбережения на новый уровень.

В отличие от программы «Теплые кредиты», которой преимущественно пользуются владельцы частных домов для финансирования точечных мероприятий — замены окон и установки современных эффективных котлов, Фонд энергоэффективности позволит осуществлять масштабные комплексные проекты на уровне многоквартирных домов.

Эксперты призывают правительство изменить проект госбюджета-2017, чтобы обеспечить достаточное финансирование сектора. Они также отмечают, что для полноценной работы фонда и стабильного целевого финансирования мероприятий по энергосбережению законодательную реформу необходимо завершить до конца 2016 года.

Параллельно к премьер-министру Владимиру Гройсману обратилась группа народных депутатов с попросом об увеличении бюджетного финансирования мероприятий по энергоэффективности в 2017 году до 2 млрд грн.

Однако пока различные органы, общественность и эксперты ведут переговоры, вопрос о том, заработает ли надлежащая государственная поддержка энергоэффективности к следующему отопительному сезону, остается открытым. Стоимость этого вопроса — миллионы долларов, которые вылетают в трубу вместо развития собственной экономики.

Читайте также: Платим за отопление по-честному. Как в Украине организовать правильный учет тепла

Источник: epravda.com.ua