Солнце, ветер или уголь? Перспективы альтернативной энергетики Украины

  • Рубрика записи:Статьи

ВИЭ - Солнце, ветер или уголь? Перспективы альтернативной энергетики Украины

Украина должна избавиться зависимости от импортируемых энергоресурсов, особенно газа. Поставленную цель можно достичь путем интенсивного развития возобновляемой энергетики и резкого повышения энергоэффективности жилья, бюджетных учреждений, транспорта, строительства и т.д. Тормозят полноценное развитие этих направлений лоббисты традиционной энергетики, ведь они ни с кем не собираются делить этот чрезвычайно прибыльный и коррумпированный сегмент бизнеса.

Адепты традиционной энергетики активно работают практически во всех структурах власти. В результате Украина катастрофически не успевает за мировым трендом «зеленой» энергетики. Ведущие страны — США, Германия, Китай — семимильными шагами приближаются к полной энергетической независимости, активно развивая возобновляемую энергетику (ВИЭ) и повышая энергоэффективность.

Почему Украине выгодно развивать «зеленую» энергетику? «Потому что это не только сокращение парниковых выбросов в атмосферу, но и своеобразная демонополизация, то есть ответ на монополизм в традиционной энергетике», — считает патриарх «зеленой» энергетики Германии, бывший депутат парламента Ганс-Йозеф Фелл. Разработанную им систему «зеленого» тарифа уже использовали более 80 стран, обеспечив стремительное развитие возобновляемой энергетики. Во многих странах Европы в общем энергобалансе доля альтернативной энергетики уже достигает 30-40%. Достичь этого показателя удалось за довольно короткий период.

Например, Германия ввела «зеленый» тариф в 2000 году. «В стране начались революционные изменения, и это породило бум возобновляемой энергетики — многие страны последовали немецкому примеру. Если в 2000 году доля ВИЭ была 6%, то сейчас уже 35%. Сегодня в Германии возобновляемая энергетика является самым дешевым источником энергии по сравнению с угольной, атомной и другими видами», — поделился Ханс-Йозеф Фелл на встрече с прессой в Киеве во время 8-го международного форума устойчивой энергетики SEF-2016, куда прибыли эксперты и производители с 29 стран.

Структура производства электроэнергии в Украине

ВИЭ - Солнце, ветер или уголь? Перспективы альтернативной энергетики Украины

А вот Украина отстает — в зависимости от сезона, доля ВИЭ в энергобалансе колеблется в пределах 1,05-1,16%, хотя если сравнивать с 2006 годом, то это в 10 раз больше. В Украине преобладает производство энергии ветра и солнца, а вот малые гидроэлектростанции почти не строятся.

Понимая неотвратимость развития «зеленой» энергетики, в 2008 году атомщики присоединили в состав НАЭК «Энергоатом» Донузлавскую ветроэлектростанцию ​​(теперь это в оккупированном Крыму). Впоследствии и в составе ДТЭК появилась Ботиевская ВЭС в Запорожской области. Но мощности этих ветровых станций настолько малы по сравнению с атомной и тепловой генерацией, что их появление более смахивает на дань моде, когда в составе компаний традиционной направленности функционируют еще и альтернативные энергоблоки.

Справка

«Зеленый» тариф направлен на поощрение генерации электроэнергии возобновляемой энергетикой. В Украине он введен с 2008 года и предусматривает обязательное приобретение электроэнергии рынком от малых ГЭС (до 10 МВт), ветровых, солнечных электростанций, а также использующих биомассу в качестве топлива.

Возможна ли в Украине стопроцентная «зеленая» энергетика?

Настоящей сенсацией стало сообщение Ганса-Йозефа Фелла о том, что несколько европейских институтов объединили свои усилия с целью «исследовать возможность перевода всей энергосистемы Европы и Северной Африки полностью на возобновляемые источники энергии». Осуществляются «уникальные наработки по переводу всей энергосистемы Украины на 100% возобновляемой энергетики».

«У Украины нет другого пути, кроме как развивать возобновляемую энергетику. Это обусловлено не только причинами глобального изменения климата, но и экономическими причинами также. Такой сценарий — лучшая возможность достичь энергетической независимости», — советует Ганс-Йозеф Фелл.

Такого же мнения придерживается и министр экологии Остап Семерак. В комментариях «Главкому» он сказал: «Новая энергетическая стратегия должна быть с пониженным карбоновым содержанием, мы должны двигаться к стопроцентной возобновляемой энергетике. Это будет конкурентное преимущество Украины. Те, кто видит сегодня этот потенциал, станут лидерами», — убежден министр.

Справка

Мощными производителями «зеленой» электроэнергии стали семь стран, суммарные мощности которых составляют 71,5% мировых (470 ГВт без учета гидроэнергии): Китай, США, Германия, Италия, Испания, Япония, Индия. На сегодня в США уже существует три города, которые полностью перешли на возобновляемую энергетику (Аспен, Бурлингтон, Вермонт). Ванкувер (Канада): в 2015 году было взято обязательство о переходе города на 100% из ВИЭ. Франкфурт (Германия): декарбонизация города за счет ВИЭ и альтернативного автомобильного топлива до 2050 года. Копенгаген (Дания): 100% электроэнергии и тепла из ВИЭ до 2030 года и 100% во всех секторах к 2050 году. Мюнхен (Германия): 100% электроэнергии из ВИЭ для домовладельцев до 2015 года и для всех потребителей до 2025 года. Мальмо (Швеция): 100% возобновляемой электроэнергии до 2020 года. Сидней (Австралия): 100% тепла и холода из ВИЭ до 2030 года.

Читайте также:

Убить конкурента?

«Одновременно с разработкой обновленной Энергетической стратегии нам нужно способствовать максимально быстрому принятию законопроектов, которые уже сейчас давали бы нам возможность сокращать потребление энергоресурсов, развивать производство энергии из возобновляемых источников. Совершенствование законодательства — это именно те шаги, которых от нас ждут инвесторы и бизнес. Они требуют конкретики в правовом поле, прозрачного рынка, понятных правил игры на нем», — отметил Сергей Савчук. Вопрос в том, примет парламент нужны для развития отрасли законы.

Справка

По инициативе Госэнергоэффективности вместе с парламентским Комитетом по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности уже разработаны ключевые законопроекты для развития отрасли. Уже на рассмотрении парламента законопроект по стимулированию производства тепловой энергии из альтернативных источников энергии (№4334 от 30.03.2016, принятый в первом чтении), о внесении изменений в базовый Закон Украины об энергосервисе (№4549 от 29.04.2016), об энергетической эффективности зданий (№4941 от 11.07.2016), о коммерческом учете коммунальных услуг (№4901 от 6.07.2016), о введении обязательного стимулирующего тарифного регулирования, в том числе в сфере теплоснабжения (№4937 от 8.07.2016).

Сергей Савчук не упомянул о существовании законопроектов, в случае принятия которых парламент отвергнет на десятилетия назад развитие солнечной энергетики. Сегодня этот сегмент рынка очень привлекателен для потенциальных инвесторов, ведь для производителей солнечной электроэнергии, которые продают свой товар в единый энергорынок Украины, действующий тариф — около 8 грн за кВт-час, то есть эквивалент 30 центов.

Однако рынок возобновляемой энергетики может потерять свою привлекательность, если парламент таки примет изменения в закон «Об электроэнергетике с целью снижения тарифа вдвое для уже построенных до июля 2015 солнечных электростанций. Авторы соответствующих законопроектов, похоже, заботятся об интересах Рината Ахметова, которому принадлежит большинство ТЭС и которому не выгоден приход на рынок нового игрока.

Цена продажи электроэнергии на оптовый рынок

ВИЭ - Солнце, ветер или уголь? Перспективы альтернативной энергетики Украины

По данным ГП «Энергорынок» с 1.10.2016 по 10.10.2016

* Кроме ГЭС, работающих по «зеленому» тарифу

Для иностранных инвесторов в Украине открыты большие возможности. Образцом может стать китайская корпорация CNBM, в собственность которой перешли «клюевские» солнечные станции и много других мелких инвесторов. Наметился стабильный прирост домашних солнечных систем, расположенных на крышах домов. Резкий скачок в частном секторе начался после того, как в 2015 году парламент принял закон №514 в поддержку развития альтернативной энергетики. Закон обязал областные энергоснабжающие компании покупать избыток электроэнергии у владельца частного дома, оборудованного солнечной станцией.

«После принятия закона №514-VII количество домохозяйств, которые установили солнечные панели на крышах, за один квартал выросло на 84%. Эта тенденция сохраняется и сегодня. В Украине есть 6,5 млн частных домохозяйств, которые могут устанавливать подобные солнечные панели. Поэтому реальная возможность создать внутренний рынок, привлекать инвестиции и ставить заводы, которые бы производили солнечные панели. Их будет значительно легче производить здесь, чем завозить из Китая», — отметил Сергей Савчук.

Справка

Сооружение солнечной электростанции на крыше дома мощностью 5 кВт обойдется примерно в $ 5-6 тыc., если установить оборудование китайского производителя, рассчитано минимум на 20 лет. «Если же выбирать европейского производителя, то стоимость станции такой же мощности будет € 5-6 тыс. Один киловатт мощности занимает на крыше около 7 кв. м, на которых размещается 20 солнечных модулей по 250 Вт каждый. Если же брать модули по 265 или 300 Вт, то их количество пропорционально уменьшается. Важно покупать модули у признанных фирм, иначе после третьего года эксплуатации их производительность падает и через 3-5 лет можно остаться без станции. Нужно использовать солярные кабели, рассчитанные на 20 лет эксплуатации», — рассказал в беседе с «Главкомом» Александр Константинов, руководитель компании по проектированию и строительству солнечных станций.

Но не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Похоже, власть предоставляет исключительную поддержку «зеленым» проектам приближенных к ней структур. Об этом свидетельствует совсем свежое постановление НКРЕКП о введении новых тарифов с 1 октября — теперь некоторые из производителей могут продавать свой товар на рынок по тарифу более 13 грн за кВт-час, то есть по 50 центов. Рекордно высокий тариф не пойдет на пользу возобновляемой энергетике, потому что только возмутит общественность, поддержит более дешевую традиционную энергетику. Такой тарифной вакханалии не знала ни одна страна. Государственный регулятор (в лице НКРЕКП) должен сбалансировать интересы всех производителей электроэнергии, включая и нетрадиционную энергетику. Но его политика прямо противоположная.

Мировой опыт

По свидетельствам экспертов, мировой спрос на возобновляемые источники энергии стремительно растет: по прогнозам ООН, к середине века их доля в глобальном энергетическом балансе составит 40%, а Гринпис говорит, что к 2050 году «чистая» энергетика может покрыть на 100% все потребности человечества.

В директивах Европейского союза также установлены индикативный показатель по производству электроэнергии возобновляемыми источниками — в энергобалансе к 2020 году он должен вырасти до 20%. Это касается и Украины, ведь в случае несоблюдения этих требований с присоединением к ЕС придется подождать. И что интересно, среди стран постсоветского пространства Украина была наиболее подготовленной к освоению энергии возобновляемых источников: в нашей стране были сконцентрированы основные научные исследования бывшего Союза по этому поводу.

Но пока неизвестно, какой прогнозный показатель заложат чиновники в обновленную Энергетическую стратегию. Этот документ Минэнергоугля обещает представить общественности до конца 2016 года.

Известно, что предыдущая Энергетическая стратегия до 2030 года (принятая в 2006 г.) предусматривала долю возобновляемых источников всего 0,5%, то есть в 40 раз ниже, чем действующая норма для стран Евросоюза. Столь низкие темпы развития «зеленой» заложили в угоду традиционной энергетике, ведь есть огромный избыток генерирующих мощностей тепловых и атомных электростанций, которые, кстати, завершают срок эксплуатации.

Читайте также: В Чернобыле построят огромную солнечную электростанцию

После острых дискуссий в 2008 году в Украине таки внедрили «зеленый» тариф с целью обеспечения возврата вложенных инвестиций в течение не менее семи лет. Большой вклад тогда сделали ученые Института возобновляемой энергетики НАН Украины: они настаивали, что доля одной только ветроэнергетики в общем объеме производства электроэнергии должна быть доведена до 35-40%. А вот готово ли Минэнергоугля в обозримом будущем на такой скачек? Пока правительство ответа на этот вопрос не дает.

Наталка Прудка, «Главком»