Каршеринг: быть ли в Украине совместному пользованию автомобилей?

  • Рубрика записи:Статьи

Каршеринг в Украине: вопросы и ответы

В цивилизованном обществе к частному автомобилю уже давно относятся, по большей части, с оглядкой на вопросы практичности: на самом деле, как никогда сегодня актуальны слова классиков «автомобиль – это не роскошь, а средство передвижения», и воспринимаются как показатель статуса машины все реже и реже.

Однако пока у нас еще будет жить восприятие собственного авто как символа роскоши — до тех пор мы будем забивать улицы и дворы автомобилями.

Одновременно мы будем мучиться с поиском места для парковки и стоять в дорожных пробках и постепенно осознавать, что собственный автомобиль в пределах города — это не всегда быстрее и удобнее.

Киев более «автомобильный», чем Нью-Йорк

Уровень автомобилизации в нашей стране выше, чем в столице Турции. Среднеукраинский показатель составляет 148 автомобилей на 1000 человек. В Киеве этот показатель равен 213 авто на 1000 жителей, пишет в своем блоге эксперт по вопросам транспорта Дмитрий Беспалов.

К слову, ранее специалисты называли гораздо большую цифру — 353 автомобилей на тысячу человек, однако она была обусловлена ​​фактически зарегистрированными автомобилями, которые уже практически не выезжали на дороги.

Показательно, что уровень «плотности» авто в Гонконге составляет 59 автомобилей на 1000 человек, Стамбула — 139, Нью-Йорка — 209, Москвы — 297, Берлина — 317, Лондона — 345, Сан-Паулу — 368 автомобилей на 1000 жителей.

Интересно, что низкая по сравнению с другими столицами, цифра автомобилизации в Гонконге обусловлена ​​мощным и эффективным общественным транспортом.

Жители города могут добраться в нужною точку в пределах города быстро, вовремя и за умеренные деньги.

Таким образом они не тратят средств на приобретение и содержание собственного авто, но вполне удовлетворяют свою потребность в передвижении по городу.

Каршеринг позволяет не тратить средства на приобретение и содержание собственного авто, но вполне удовлетворять свою потребность в передвижении по городу. Для увеличения нажмите на изображение Каршеринг позволяет не тратить средства на приобретение и содержание собственного авто, но вполне удовлетворять свою потребность в передвижении по городу. Для увеличения нажмите на изображение

Карпулинг, райдшеринг и каршеринг

О том, что не обязательно иметь собственное авто, чтобы комфортно передвигаться по городу и за его пределами, современные урбанисты говорят все чаще.

Альтернативы — это карпулинг, радшеринг и каршеринг. За непонятными словами стоят вполне привычные уже тенденции.

Карпулинг — это когда водитель подвозит знакомых или попутчиков, направляясь привычным маршрутом и разделяя расходы на топливо с ними.

Уже сегодня можно стать участником украинского карпулинг-сервиса GiveMeALift и находить пассажиров с помощью приложения в смартфоне. Никаких комиссий там не собирают.

Карпулинг - это когда водитель подвозит знакомых или попутчиков, направляясь привычным маршрутом и разделяя расходы на топливо с ними
Карпулинг — это когда водитель подвозит знакомых или попутчиков, направляясь привычным маршрутом и разделяя расходы на топливо с ними. фото GiveMeALift

Другим примером карпулинга в нашей стране есть городские инициативы «Подвезу», которые действуют во Львове, Черновцах и других городах. Они начали возникать в ответ на повышение тарифов на проезд в общественном транспорте — и нашли своих поклонников. Хотя массовыми таки не стали.

Райдшеринг — это тот же самый карпулинг, только в междугородном масштабе.

Украинцам известный и многими уже протестирован на деле международный райдшеринг-сервис BlaBlaCar, который активно работает в Украине с 2014 года. Кстати, с помощью этого сервиса можно доступно путешествовать за границу.

Аналогов каршеринга — совместному пользованию автомобилем — в Украине еще ​​нет. Очень часто новомодным словом называют краткосрочный прокат авто. Однако идея на самом деле сложнее и интереснее по своей сути.

Райдшеринг - это тот самый карпулинг, только в междугородном масштабе
Райдшеринг — это тот самый карпулинг, только в междугородном масштабе. фото BlaBlaCar

Каршеринг: неиспорченная коммерцией идея

Идея каршеринга не является инновационной в мире. Так, в Европе в перечень первых каршерингових компаний принадлежит швейцарский клуб Mobility, основанный в 1987 году.

На начало 2015 участниками каршерингового клуба Mobility являются около 120 000 граждан Швейцарии, которые могут пользоваться 2 700 авто различных категорий.

Читайте также:

В классическом варианте каршеринг представляет владения автомобилем вместе с другим человеком или людьми, то есть владение долей авто с правом пользоваться.

С юридической точки зрения, обычно один владелец, который позволяет другим людям за определенную плату пользоваться своим автомобилем в период, когда авто ему не нужно.

На сайте швейцарского клуба Mobility можно отслеживать наличие авто в твоем регионе
На сайте швейцарского клуба Mobility можно отслеживать наличие авто в твоем регионе

Модель каршерингу призвана быстро и удобно удовлетворить традиционную потребность человека передвигаться из одного места в другое, а также позволяет экономить собственные средства за счет уменьшения расходов на единоличное владение авто.

Это составляющая экономики общего пользования, которая становится все более популярной в Европе и США. То есть человек покупает дорогое авто и тратит средства на его эксплуатацию — горючее, детали, парковки, гараж и т. А использует его только процентов 10-15 времени суток. Остальное время «железка» занимает место на улицах, загораживая городское пространство.

Поэтому логичным является мнение, что это время, пока, например, офисный работник отрабатывает свои 8 часов за компьютером, той же машиной могли бы пользоваться другие люди, оплачивая это пользование.

Выгода очевидна — одним не надо покупать собственное авто, чтобы удовлетворить потребность в поездке, другие же работают, а тем временем получат деньги, которые компенсируют их затраты на эксплуатацию собственного авто.

«Подумайте о нашем мире. У вас есть 30 человек, пользующихся 30 автомобилями. Эти 30 автомобилей служат им только 4% в день; 96% времени они хранятся где-то. То есть от 20% до 30% территории городов используются для того, чтобы хранить эти куски металла, которые мы водим в течение 4% времени суток», — озвучивает другие цифры, но подтверждает уже вышесказанные идеи, Трэвис Каланик, основатель и исполнительный директор Uber.

От 20% до 30% территории городов используются для того, чтобы хранить эти куски металла, которые мы водим в течение 4% времени суток
От 20% до 30% территории городов используются для того, чтобы хранить эти куски металла, которые мы водим в течение 4% времени суток. фото carsharing.de

Однако эти мысли услышаны европейцами. Ярким образцом является Германия, где количество сторонников каршеринга стремительно растет. Исследование, проведенное по заказу одного из каршерингових объединений Германии показывает, что сегодня частный автопарк немцев уменьшился на 61,9%.

41% опрошенных пользователей каршеринга указывают, что они используют автомобиль сегодня меньше, чем до привлечения к политике общего пользования автомобилем. 15% стали больше ездить на велосипеде, 19% опрошенных чаще ездить автобусами и поездами.

Читайте также:

Каршеринг освободил улицы. Одно авто находящееся в совместном доступе, заменяет 8-20 автомобилей. В измерении занятого места для парковки это 36-99 метров. Сторонники каршеринга отмечают, что освобожденные от паркомест земли можно использовать для развития общественного пространства, велосипедных дорожек и других идей, которые сделают город более экологичным и комфортным.

Освобожденные от паркомест земли можно использовать для развития общественного пространства, велосипедных дорожек и других идей, которые сделают город более экологичным и комфортным
Освобожденные от паркомест земли можно использовать для развития общественного пространства, велосипедных дорожек и других идей, которые сделают город более экологичным и комфортным. фото carsharing.de

Каршеринг коммерческий — в чем изюминка?

Хотя в основе каршеринга была социальная идея, он нашел свое коммерческое отображение. Множество компаний по всему миру предлагают услуги каршеринга, который отличается от обычного краткосрочного проката по ряду параметров.

Во-первых, пункты выдачи авто работают круглосуточно, без выходных. Обычно их несколько в городе, поэтому взять авто можно в одной точке, а оставить в другой, где машину возьмет курьер компании или следующий пользователь.

Во-вторых, бронирование, получение и возврат автомобиля автоматизированные, через приложение. Если клиент не имеет «темных пятен» в своей водительской репутации, он онлайн рассчитывает стоимость, оплачивает, получает смарт-карту — цифровой ключ доступа к автомобилю.

Читайте также:

В-третьих, автомобили можно арендовать посуточно, почасово и даже поминутно. Например, стоимость минуты каршеринга в Москве стоит 0,1 доллара, что вдвое дешевле их тарифа такси Uber.

В-четвертых, клиенты имеют водительские карты и имеют доступ к базе данных. Сначала компания получит все документы, водительское удостоверение, паспорт, данные, что водитель совершеннолетний (от 18 до 21 года), не злостный нарушитель — только тогда позволит пользоваться своим сервисом.

В-пятых, большинство пунктов выдачи и аренды автомобилей каршеринга находится возле остановок общественного транспорта или метро, ​​чтобы облегчить дальнейшее передвижение клиента.

В-шестых, страхование и бензин входят в стоимость аренды — поэтому стоит ожидать автомобиль с полным баком.

Социология одного каршерингового сервиса выглядит так
Социология одного каршерингового сервиса выглядит так. фото Car2Go

В Европе каршеринг очень популярен, особенно в густонаселенных местах. Коммерческий каршеринг здесь в среднем в 3-4 раза дешевле аналогичных услуг такси. Выгода очевидна.

К примеру, французская компания Autolib предлагает аренду автомобиля по цене 10 евро в сутки.

Компаний, которые предоставляют такие услуги, очень много. Одни из самых известных — Bundesverband CarSharing, Car2Go, DriveNow, Multicity, Iniziativa Car Sharing, FleetPoland, Mobility Carsharing, City Car Club.

В соседней России каршеринг появился чуть больше года назад. Он действует в Москве и Санкт-Петербурге. В последнем действует компания StreetCar. Однако хоть она и называет себя каршеринговой, факт того, что минимальный срок аренды составляет 1 час — уже нивелирует саму суть явления, когда арендовать можно и на 5 минут при необходимости. Цена аренды в час — 299 рублей.

В Москве работает три компании.

Первая — Anytime (ООО «Ситикар»), с ценой 5-9 рублей за минуту. Работает с 2012 года, работает через мобильное приложение.

Вторая — Darenta, которая позиционирует себя как самая дешевая (1 р / мин и 60р / ч) и интересна тем, что позволяет предоставить в каршеринг-пользование и свое авто.

Третьим является государственный проект системы каршеринга, запущенный осенью 2015 года, исполнителем которого стала компания «Делимобиль». Стоимость — 7 р / мин, на утренние поездки с 6 до 11 утра — скидка 50%, разрешено 20-минутное бесплатное бронирование автомобиля, чтобы успеть к нему добраться.

Однако аналитики отмечают, что каршеринг пока не получил массового пользователя в России. Ведь в многомиллионной Москве услугой за все время существования воспользовалась лишь 31 000 человек.

Об интересе к запуску каршеринга в Киеве в свое время заявляла американская автопрокатная компания Sixt, основываясь на успешном функционировании совместного проекта Sixt и BMW в Германии. Там стоимость минуты проката стоила 0,31 евро, а часа — 18,6 евро.

Однако для Украины это был слишком высокий тариф, и угрозу похищения автомобиля в нашей стране специалисты компании признали слишком высокой. Поэтому и отказались от намерения — мол, риски выше, чем потенциальная прибыль.

К слову, основатель проекта «Легкомобиль» Владислав Карпенко отмечает, что каршеринг, положенный на коммерческую основу, на данном этапе не совсем соответствует начальной идее.

Ведь суть ее — освободить улицы от автомобилей, улучшить передвижение в городе, сделать его экологически комфортным. Коммерческие же компании пока — увеличивают количество автомобилей в городе, которые занимают место на дорогах и паркоместа.

Если 50% и более водителей откажутся от своего авто и начнут пользоваться сервисом вроде Zipcar, Autolib, Car2Go — количество автомобилей на дорогах и парковках уменьшится. Миссия идеи каршеринга будет выполнена.

Если 50% и более водителей откажутся от своего авто и начнут пользоваться каршерингом, то количество авто на дорогах и парковках уменьшится. А цели идеи будут выполнены
Если 50% и более водителей откажутся от своего авто и начнут пользоваться каршерингом, то количество авто на дорогах и парковках уменьшится. А цели идеи будут выполнены

А для того, чтобы побудить людей массово перейти на каршеринг — надо удовлетворить потенциальный спрос. То есть в первый период запуска массового каршеринга мочь предоставить авто всем желающим, даже в час пик.

Иначе, замечает Владислав, может повториться неприятная ситуация с запуском Uber в Киеве, когда спрос в разы превышал предложение и клиенты оставались неудовлетворенными, разочаровываясь в новой службе.

Если в течение 7 дней новый клиент ни разу не иметь возможность воспользоваться услугой — вероятно он больше не будет пробовать. А, может, еще и рассказывать друзьям, что «каршеринг не работает».

Каршеринг: перспективы и трудности

Количество пользователей каршеринга в Европе растет. Перспективность этого движения подтверждают и представители Европейской ассоциации производителей автомобилей, взявшись за детальное изучение темы и ее тенденций.

Посмотрим хотя бы на примере Германии. По состоянию на начало 2016 год, в стране было 1.260.000 участников каршеринга, которые использовали 16.100 автомобилей. Действовали также около 150 компаний коммерческого характера, которые предоставляли услуги каршеринга.

Эти услуги были доступны в 537 городах, а одним автомобилем пользовались в среднем 45 человек.

Согласно прогнозу консалтинговой компании Boston Consulting Group (BCG), до 2021 года каршерингом будут пользоваться 35 млн. водителей мира, которые будут заказывать 1,5 млрд. минут вождения ежемесячно и генерируя коммерческую прибыль в 4,7 млрд евро.

Европа, по прогнозам, будет лидировать по объемам доходов. Следующими же будут Азия и Северная Америка. Негативным побочным эффектом может стать падение продаж новых авто: по прогнозам BCG — ориентировочно на 550.000 штук до 2021 года. Хотя с точки зрения экологии вряд ли это негативный побочный эффект.

Интересно, что понятие «каршеринг» и «электромобиль» сейчас идут «в связке». Ведь коммерческие каршеринговые компании делают ставку на предоставление услуг именно за счет электромобилей, как актуальной и перспективной тенденции.

Интересно, что понятие
Интересно, что понятие «каршеринг» и «электромобиль» сейчас идут «в связке». фото carsharing.de

Одно из преимуществ коммерческого каршеринга, которым компании действительно пользуются, — достаточный ресурс для закупки электромобилей и установка зарядных станций на каждом паркоместе системы.

К примеру, компания Car2Go имеет очень большой парк Smart ElectricDrive. Электрический BMW i3 даже проектировался с прицелом на использование в их системе DriveNow.

Однако в целом в мире каршеринг еще не стал массовым явлением. Причин тому несколько.

Потенциальная проблема – юридически-налоговая, ведь владелец авто фактически зарабатывает на том, что его автомобиль используют другие.

«Это типичная проблема, которая очень по-разному решается. Например, в некоторых штатах США каршеринг вполне легальный и поощряется, в других есть сложная налоговая процедура, в-третьих он категорически запрещен именно из этих «налоговых» соображений. Так же и по различным странам. В Украине классического каршеринга нет, — значит, и проблемы нет. А компании, занимающиеся краткосрочным прокатом, просто платят налоги и на этом все», — комментирует Владислав Карпенко, основатель проекта «Легкомобиль», который включает в себя и каршеринговую составляющую.

Стать же повсеместным и массовым классическом каршерингу мешает несколько факторов, отмечает Владислав.

Во-первых, час пик, когда актуальная потребность в автомобиле у многих пользователей авто совпадает, поэтому им часто выгоднее иметь собственное авто. Хотя здесь есть нюанс: ситуация с часами пик — это одна из причин успешного развития коммерческих каршеринг-систем в отличие от медленного движения социальных. Потому авто коммерческой системы просто не имеет владельца, которому тоже нужно ехать на работу, поэтому для них час пик — это высший/меньший тариф и избыточный спрос.

Во-вторых, ощущение на постсоветском пространстве потребности в сугубо частной собственности — до сих пор остро стоит. И отдать свое авто чужим людям желающих мало. А аспект, при котором авто обязательно страхуют на случай аварий и угона, только создает пространство для афер и махинаций предприимчивых лиц.

В-третьих, новой практике надо прижиться — ведь людям надо привыкнуть к тому, что есть такая выгодная альтернатива. И что она, возможно, и лучше такси, обычного проката и общественного транспорта.

Источник Украинская Правда, автор Светлана Чернецкая